Куртикова Татьяна
Конспект занятия в старшей группе игра-путешествие «Грибная электричка» (с элементами ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе игра -путешествие «Грибная электричка» (с элементами ТРИЗ)
Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс знакомства детей с окружающим миром является система творческих заданий, которые помогают развивать у детей фантазию, логическое и творческое мышление, желание исследовать окружающий мир, понимать суть происходящих процессов в этом мире. Предлагаю одно из авторских занятий, направленных на решение следующих задач.
Темочки:
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: развивать системное мышление.
Программные задачи:
закреплять понятие «съедобные и несъедобные грибы»;
закрепить умение различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках;
способствовать вовлечению детей в активный мыслительный процесс (системный оператор);
формировать привычку рассуждать, анализировать;
воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа о дарах леса и приметах осени; рассматривание предметных картинок с изображением грибов; рассматривание муляжей грибов; отгадывание загадок; чтение художественной литературы и энциклопедий о грибах; чтение Я. Тайц «По грибы», заучивание стихотворения М. Ивенсен «Осень».
Материал: картинки с изображением грибов, картинка «грибовозы»; волшебные экраны; карточки для игры; билеты на электричку.
НОД:
1. Организационный момент:
- Ребята, сейчас я расскажу вам интересную историю.
Чтение стихотворения П. Синявского «Грибная электричка» :
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками-друзьями
Чернушками, груздями.
Колеса со стараньем
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят.
У мухомора хитрый вид
Ехидная усмешка-
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролер,
Выводит мухомора.
И безбилетник мухомор
Краснеет от позора.
А старичок боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет
И предъявляет свой билет.
-Дети, грибы прислали вам билеты на электричку и приглашают в лес, к себе в гости. Давайте построим поезд и отправимся в путешествие.
Дети выстраивают поезд (по билетам) и двигаются по группе.
2. Станция «Загадкино».
- После осенних дождей в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их собирают, варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называют как? (съедобными).
- Другие грибы нельзя употреблять в пищу – их называют. (несъедобные, они ядовитые.
- Какие грибы приготовил наш осенний лес, отгадайте загадки:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я. (подосиновик)
Он так крепок и велик,
Царь грибов. (боровик)
Если их найдут в лесу.
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это. (сыроежки)
Шляпка, как полита маслом,
Гриб нисколько не опасен
Не один в траве, ребята!
Это спрятались. (маслята)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Отправляемся дальше.
3. Станция «Грибная»
- Следующая станция «грибная». Идем собирать грибы (картинки с изображением грибов расставлены по группе).
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы? (ответы детей).
- При сборе, грибы нужно аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы потом выросли еще грибы. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных.
- Почему нельзя вырывать грибы с корнем? (ответы детей)
- Что такое грибница?
– Молодцы! Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко поиграем.
(Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)
4. Игра «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями рук)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
5. Станция «Игровая»
- Пока собирали грибы, мы вышли к станции «Игровая». Сейчас мы с вами рассмотрим гриб, используя игру «системный оператор». Возьмем наши волшебные экраны, и поместим гриб в центральный экран. Это система. А чем гриб был раньше? (ответы детей).
- Верно, раньше гриб был спорой – семечком. Как называется семечка гриба? (спора).
- Положите в левый экран, слева от гриба карточку со спорой. Это прошлое системы. Скажите, а что с нашим грибом может случиться потом?
- Молодцы! Давайте положим картинку с тарелкой грибного супа в правый экран, справа от гриба. Я у себя поставлю, а вы у себя. Молодцы!
- Ребята, а где могут расти грибы? (ответы детей)
- Правильно, грибы растут в лесу. Давайте поставим в верхний экран, расположенный над грибом, карточку с грибной полянкой.
- А чем эти грибы раньше? (ответы детей).
- Давайте поместим в левый верхний экран карточку со спорами.
- Подумайте, ребята, чем все эти грибы могут стать потом? (ответы детей).
- Пусть у нас грибы замаринуются в банке. Поместим в правый верхний экран картинку с банкой грибов.
- Молодцы! Мы с вами рассмотрели надсистему. Теперь нам осталось заполнить нижний экран – подсистему.
Рассматривание картинки – схемы «Строение гриба» :
- Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит гриб? (ответы детей)
- Поместим в нижний экран, расположенный под грибом, картинку, на которой нарисованы части гриба.
- Вот и закончилось наше путешествие по волшебным экранам (система «гриб»). Садимся в электричку и едем домой.
6. Рассматривание картинки «Грибовозы»
- Вот мы и вернулись из леса. Ребята, скажите, если насобирать очень много грибов, то как их можно доставить домой?
- Правильно, все грузы доставляются транспортом. Как назвать машину, которая возит хлеб? (хлебовоз)
- Как назвать машину, которая возит молоко? (молоковоз)
- А какая машина перевозит грибы? (грибовоз)
- Давайте рассмотрим картинку и скажем. Какие грибы везут грибовозы?
Дети рассматривают картинку и называют грибы.
7. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что нового вы узнали о грибах?