Назарова Ольга
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С внедрением ФОП ДО в образовательную практику каждый педагог пытается найти новые идеи, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал метод интеллект – карт.
Интеллект-карты - это один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.
Задачи:
• развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развивать воображение и творческую активность;
• формировать преемственность между детским садом и школой;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект - карты:
• наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект- карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы).
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Схема интеллект-карты:
Варианты создания интеллект карты:
• Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
• Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
• Дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Пример использования интеллект – карты в ДОУ:
Как дошкольникам дать понятия временных представлений? Сказки, стихи, игры, а дети всё равно забывают названия месяцев и времен года. А если и выучат, то как считалку, настоящего понимания и представления нет. Слишком абстрактные понятия для них!
А что если попробовать визуализировать эти представления?
Расскажу историю своего опыта.
- "Жил-был дедушка Год и было у него четыре дочери - Зима, Весна, Лето, Осень. У каждой дочери было по три сыночка". Вы наверняка догадались, как их звали?
Мы с ребятами перенесли эту историю на интеллект-карту! Такая карта стала опорой, подсказкой и местом общения детей. В течение месяца ребята подрисовывали картинки, связанные с каждым месяцем и учили друг друга.
На что обратить внимание при создании такой карты?

Создавайте карту вместе с детьми! Дети могут самостоятельно вырезать, приклеить, подписать, нарисовать и украсить карту. Вы просто немного направляете ход их действий. Дети могут нарисовать свои ассоциации с каждым месяцем! Дни рождения, праздники, события, погодные явления - ассоциации можно нарисовать рядом с каждым месяцем. Поместите карту в доступном для детей месте! Карта должна привлекать детей, повесьте её в самом посещаемом месте. Дети могут дополнять её, рассматривать и обсуждать.
Карту можно составлять в течение недели и больше, сначала пусть дети представят, как может выглядеть дедушка Год, его дети и внуки, вместе найдите информацию в книгах про каждое время года, про особенности каждого месяца. И как итог у вас появится карта - подсказка, дети очень быстро запомнят и поймут закономерности времени.
"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого" (Антуан де Сент-Экзюпери).