татьяна титова
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Любимая буква Кощея»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с № 11 г. Пласта
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ЗВУК И БУКВА Щ
БУКВА ДЛЯ ВЕЛИКАНА КОЩЕЯ
Подготовила :
Учитель- логопед
МКДОУ д/с № 11 г. Пласта
Титова Т. В.
Цели:
Образовательные:
- познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
- познакомить со зрительным образом буквы Щ;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе „Любимая буква Кощея“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- уточнить артикуляцию звука Щ;
- формирование навыка правильного употребления слов с буквой Щ;
- формирование навыка правильного выполнения звукового анализа слова;
- формировать навык в составлении схемы предложения;
- учить определять место звука в слове;
- упражнять в образовании множественного числа предмета;
- упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ищ-.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук:
- развивать речь (устную, воображение, внимание, активизация и развитие словаря ;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, усидчивость, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийное устройство, карточки с рисунками, кассы букв, материал для звукового анализа слова и определение звука в слове, тетради, ручки.
Ход занятия
Оргмомент:
- Сядет тот, кто скажет, что находится у нас с правой стороны, с левой стороны, спереди, сзади.
- Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами побываем в гостях у настоящего великана и узнаем его любимую букву, выполним все его задания. Готовы?
- Жил-был на свете огромный добрый великан по имени Кощей (слайд №2). И были у того великана не усы, а усищи, (образование слов с помощью логопеда) не глаза, а… глазищи, не руки, а… ручищи, не ноги, а… ножищи, не нос, а … носище. Жил он в большой и уютной пещере (слайд №3). Возле пещеры было красивое озеро, в котором водились зубастые щуки (сл. № 4). В роще неподалеку щебетали щеглы (сл. №5). Великан очень любил борщ, овощи и щавель. А еще у великана Кощея была любимая буква. И вот однажды узнал он, что мы с вами собираемся ее изучать и решил проверить что мы знаем. Он придумал много заданий, с помощью которых мы познакомимся с буквой, которую так любит великан Кощей.
- А что бы выполнить все задания хорошо, нам надо размять наш язычок (сл. № 6)
1. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Итак, первое задание великана. Сейчас я назову несколько слов из сказки, а вы назовите звук, который встречается в каждом из этих слов. Тогда мы с вами и узнаем, какая же любимая буква у великана Кощея : пещера, борщ, щеглы, овощи, Кощей, щуки, усищи.
2. Уточнение артикуляции звука.
- При произношении звука щ губы округлены и слегка выдвинуты вперед, кончик языка поднят вверх и воздух проходит в щель между языком и небом.
-Звук щ гласный или согласный, твердый или мягкий? (Согласный, всегда мягкий (сл. № 7).
3. Упражнение «Поймай звук» :
- Кощей хочет проверить вас – сможете ли вы поймать звук Щ. (Ч, Ш, Щ, К, Ж, Щ; ЖА, ША, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖУ; ОВОЩИ, ВЕЧЕР, МЕЧТА, ВЕЩИ).
4. Пальчиковая гимнастика. (сл. № 8)
- Вспомните, ребята, кто жил в озере около пещеры? (щука)
Щука хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная,
Ищет, чем бы поживиться?
Кто там в озере резвиться?
Чей-то рядом хвост мелькает,
Хвать, тут щука не зевает!
Но попалась на крючок-
Тащит щуку рыбачок!
5. Определение места звука в слове.
- А еще в озере вместе с щукой водились лещ и подкаменщик. (сл. № 9). И великан хочет узнать, где же спрятался звук Щ в этих словах.
6. Упражнение «Один- много»
- Следующее задание, которое приготовил Кащей: он хочет знать умеем ли мы преобразовывать слова. Я называю один предмет, а вы много:
Щетка – щетки ящик - (ящики)
щука - (щуки) щенок - (щенки)
щека - (щеки) роща - (рощи)
плащ - (плащи) клещ - (клещи)
овощ -(овощи) лещ - (лещи)
7. Упражнение «Найди лишнее слово»
-Ребята, найдите лишнее слово среди тех, что я произнесу.
(Пищать, щипать, наливать, щекотать).
8. Повторение чистоговорок со звуком щ.
Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.
Щу-щу-щу, я тебя ищу.
Ща-ща-ща- в речке три леща.
Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.
9. Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
10. Знакомство с буквой : (сл. № 10)
- Ребята, звук Щ обозначается буквой –Щ-. Посмотрите на нее, на что она похожа? (ответы детей).
Работа с кассами, прописывание буквы в воздухе пальчиком.
11. Знакомство с правилами ЩУ-ЩА (сл. № 11). Чтение слогов (сл. № 12)
12. Составление схемы предложения:
- Ребята, Кощей нам прислал еще и загадку:
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка,
Конечно, это… (сл№ 13).
- Придумайте предложения со словом щука. (составление предложений детьми, составление схемы предложения- Щука живет в реке.).
11. Звуковой анализ слова. (сл. № 14)
- Ребята, какое первое слово в предложении?
Щука:
- Сколько слогов в слове щука?
- Сколько звуков?
- Какой первый звук? Как обозначается? (разбираем каждый звук).
- А теперь выкладываем буквы. Прочитаем слово. (Щука).
12. Работа в тетрадях (прописываем букву).
13. Итог занятия:
- Ребята, так какая любимая буква Кощея (повторяем характеристику). И Кощей вам приготовил домашнее задание: на карточках заколдовано несколько букв Щ, вам надо их найти и обвести ручкой.