Надежда Евгеньевна Колесникова
Конспект занятия в подготовительной к школе «Знакомство с произведениями изобразительного искусства художника В. Серова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
по художественно-эстетическому развитию
«Знакомство с произведениями изобразительного искусства
художника В. Серова»
АВТОР:Колесникова Надежда Евгеньевна
Цель: Закрепление у детей представлений о жанре живописи – портрет, формирование понятия о смешанном жанре живописи (портрет и пейзаж).
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе „Знакомство с произведениями изобразительного искусства художника В, Серова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Серов В.А., художник
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Образовательные:
1. Познакомить детей с творчеством русского художника Валентина Серова на примере картин «Девочка с персиками», «Девушка освещенная солнцем».
2. Формировать умение внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, описывать их устно.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей умения через восприятие портрета понимать характер человека, его состояние, настроение.
2. Развивать мыслительную деятельность, воображение, коммуникативные способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус.
Материал, оборудование: ноутбук, проектор, презентация (слайды портрет: В. Серова, репродукции его картин «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», указка, дидактическая игра «Собери картину», аудиозапись «Где водятся волшебники?».
Методы и приемы: вопросы, рассматривание репродукций картин, дидактическая игра «Собери картину», прослушивание аудиозаписи, воображаемая ситуация, беседа, физкульт- минутка, искусствоведческий рассказ педагога.
Предварительная работа: рассматривание фотографий детей с выделением их эмоционального настроения, схем изображения мимики лица; беседа о том, для чего создаются портреты; рассматривание пейзажей; чтение стихотворений о лете (Я. Акимов «Лето», И. Бунин «На проселке», Е. Трутнева «Лето», Ю. Жадовская «Нива»); наблюдение за природой в разное время суток (отметить, как меняется день, как по-разному падает тень от деревьев, она - то длинная, то короткая); словесная игра «Придумай предложение со словами ягоды, луг, цветы, деревья»; знакомство с пословицами и поговорками о лете: «Что летом уродится, всё зимой пригодится. Лето на дворе - осень на столе».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в виртуальную галерею, а в этом нам помогут современные технологии. Какие? (компьютер, ноутбук). Мы посетим Третьяковскую картинную галерею и увидим картины художника
Валентина Серова. А я буду экскурсоводом, а кстати, вы знаете, зачем кто такие экскурсоводы и зачем они нужны? Это люди, которые проводят экскурсии.
Работники музея. Экскурсоводы рассказывают интересные истории, события.
Воспитатель:
закроем глаза и скажем волшебные слова
[/b]:
В мир волшебный и цветной
Вы отправитесь со мной
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята сможем в галерею мы попасть
Раз, два, три четыре
Вот мы и в Третьяковской галерее (дети подходят к экрану). Перед детьми на слайде репродукция картины «Девочка с персиками».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту репродукцию картины, кто изображен на ней? (работа с указкой).
Ответы детей: девушка, девочка…Воспитатель: это девочка-подросток Вера Мамонтова, ей здесь 12 лет. Она сидит за столом гостиной, которая полна светом и солнцем, она жизнерадостна и открыта миру, полна сил и юной красоты. Мы видим,
что у нее смуглое лицо, на котором легкий румянец. Видим живой взгляд ее глаз,
черную копну волос, спокойно лежащие руки на столе. Давайте опишем, комнату и что её окружает? Ответы детей: просторное, большое окно, девочка сидит за столом она держит в руках персики, висит большое голубое блюдо, за окном природа, все мелькает и пестрит, из окна падает свет. Вся комната залита светом (ребенок выходит и показывает указкой на предметы, которые перечисляет).
Воспитатель: в картине художник изобразил гармоничное сочетание мира: внутреннего мира и мира, который окружает девочку.
Предложить детям пофантазировать, что может держать девочка в руках вместо персика? Дети предлагают варианты. обсуждение. А сейчас настало время немного "пошевелиться" "Вы готовы?" Дети: "Все готовы!"
Физкультминутка.
А теперь ребята встали
Руки медленно подняли
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять.
Руки подняли и покачали (плавно качаем руками из стороны в сторону)
Это деревья в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули (встряхивание рук перед собой)
Ветер сбивает росу
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят (руками вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад (2 раза).
Слайд № 2 «Девушка освещенная солнцем».
Воспитатель: Перед вами картина Валентина Серова
«Девушка освещенная солнцем». Как понять этот термит «освещенная светом», что он означает? Какими основными цветами написана картина? (Ответы детей).
Обсуждение.
После того, как художник закончил работать над картиной «Девушка с персиками», ему захотелось запечатлеть женскую красоту на фоне русской природы. Ребята скажите, как называется жанр, когда на картине изображен человек (портрет).
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Вы видите на слайде портрет молодой девушки Марии, она двоюродная сестра художника. Её портрет он решил написать на фоне русского леса. Не потому ли, что красота его сестры была поистине русской? Картина благодаря этому вышла очень гармоничной и непринужденной. Посмотрите на картину, как художник нарисовал её? (Девушка сидит прямо, облокотилась на большое дерево, она вся в пятнах). Именно, только – это не пятна, а солнечные блики, которые играют на ее лице, одежде, все вокруг залито светом и солнцем. А когда художник изображает на картине природу, как называется жанр живописи? (работа с указкой)
Ответы детей: пейзаж.
Воспитатель: Карина, покажи, где пейзаж на репродукции? Покажи солнечные блики.
Воспитатель: Спасибо, Карина. В этой картине художник совместил два жанра живописи: пейзаж и портрет. Давайте опишем её лицо, оно какое? Щеки, какие? Глаза, какие? (Лицо девушки круглое, красивое, прямой нос, розовые щеки, большие красивые карие глаза. На лице много солнечных бликов. Лицо спокойное и доброжелательное, немного грустное. Лицо чистое и умиротворенное, оно подчеркивает её внутреннюю гармонию и радость от жизни.)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы сейчас описали картину, как настоящие экскурсоводы! А это значит, что художник с помощью красок, цвета, бликов, световых мазков создал и передал не только черты главного героя (девушки, но и её характер! Ведь на картине изображен укромный уголок лесного мира. Знойный полдень. Под деревом в прохладной тени спокойно сидит девушка. Портрет полон жизни и лучезарности. Девушка присела, прислонилась к дереву, на её щеках играет румянец, что подчеркивает ее молодость. У нее задумчивый взгляд, который подчеркивает ее внутреннее умиротворение и радость от жизни. Не ее лице световые пятна от кроны дерева. Портрет полон жизни и лучезарности. Все вокруг зелено и полно ароматов, солнце бесконечно играет солнечными лучами, разогревая землю.
Данная работа художника не оставила никого равнодушным, много восторженных откликов осталось на ее памяти. Благодаря тому, что художник написал девушку на природе, таким образом, совместив два жанра - она получилась, будто вся пропитана, светом и цветом.
Воспитатель предлагает мысленно представить собственную картину
….
Воспитатель: Кого хотели бы вы нарисовать на своем полотне? (ответы детей).
Дидактическая игра «Собери картину».Воспитатель: Сейчас мы поделимся на две команды. Вам нужно назвать репродукцию картины, а это вы сможете сделать, когда соберете их. Раз, два, три, начни! («Девочка с персиками», «Девушка освещенная солнцем»).
Воспитатель: как не грустно, но наше путешествие закончилось, нам надо возвращаться, в детский сад (аудиозапись «Где водятся волшебники»). Слышите, музыка нас зовет…
Воспитатель: «
Закроем глаза и скажем волшебные слова
»/i]
В мир волшебный и цветной
Вы отправитесь со мной
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть (дети повторяют движения)
То легко ребята, сможем снова в детский сад попасть!
Раз, два, три четыре…пять