Ольга Чернова
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию на тему «Вода — уникальное богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды в природе, значении воды.
2. Развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами.
3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижении предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
4. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
5. Продолжать учит отвечать полным предложением.
6. Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, круговорот.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию на тему „Вода — уникальное богатство“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
7. Продолжать воспитывать стремление охранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
8. Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
9. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
Технологии:
1. Технология развивающего обучения.
2. Здоровье сберегающая технология.
3. Опытно-исследовательская технология.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о значении воды.
2. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
3. Чтение сказки «Путешествие Капельки».
4. Знакомство с круговоротом воды в природе.
5. Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
НОД
В: Ребята, давайте с вами отгадаем загадку:
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это …
Д: Глобус. (макет глобуса)
В: А что изображает глобус?
Д: Глобус – это макет планеты.
В: Правильно, ребята.
Кто знает, как называется наша планета?
Д: Земля.
В: Как сказать полным предложением?
Д: Наша планета называется Земля. (Слайд №1)
В: Да, ребята, наша планета называется Земля. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета с космоса.
В: Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на глобусе?
Д: Голубого цвета больше.
В: Что означает голубой цвет?
Д: Голубой цвет обозначает воду.
В: Молодцы! Большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря, океаны, реки, озёра, болота, и, даже, маленькие ручейки. (Слайд № 2-10)
Вода занимает три четвёртых всей поверхности нашей планеты. Посмотрите, что это значит на примере круга (разрезаю круг на 4 части).
В: Обратите внимание (показываю детям три части круга) – это вода. И лишь одна часть – суша.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
В: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
Д: Согласны.
В: Почему вы согласны?
Д: Потому что вода занимает большую часть нашей планеты.
В: Ребята, кому нужна вода?
Д: Вода нужна всем.
В: Да, вода нужна всем: людям, растениям, животным, птицам, рыбам, насекомым.
Зачем вода нужна растениям? Давайте подумаем с вами на примере растений в нашем уголке природы.
Д: Они без воды засохнут.
В: Правильно, ведь если мы, уходя на выходные, домой не польём цветы, то они могут засохнуть.
Роль воды в жизни растений очень велика. Именно вода является основным источником питания растений. Без воды никакое растение на земле не способно выжить.
В: Для чего вода нужна животным и птицам?
В: Конечно, же, животным и птицам вода необходима, чтобы пить, купаться, плавать. Какие животные и живые существа вообще не могут жить без воды?
Д: Рыбы не могут существовать без воды, так как вода – это их среда обитания.
В: Так же без воды не могут жить утки, гуси, морские котики, моржи, тюлени.
Ребята, людям нужна вода?
Д: Вода нужна, чтобы пить, стирать, готовить пищу.
В: Вода не только поит и кормит, но и с помощью воды на электростанциях добывают ток. Она остаётся большой и удобной дорогой (днём и ночью по ней плывут пароходы, корабли, катера везут грузы и пассажиров.) Воду используют в сельском хозяйстве для полива полей, для тушения пожаров. В давние времена были водяные мельницы, их использовали для изготовления муки – вода вращала колесо, движение передавалось на жернова и зерно, помещаемое между ними, перемалывалось в муку. (Слайд № 11-25)
В: Итак, без воды не могут жить ни растения, ни звери, ни птицы, ни люди. Вода – это уникальное богатство живой природы.
Дети читают стихи:
Воду нужно уважать –
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
В: А сейчас мы с вами немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок.
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку,
Разомнём мы ножку.
Согнём правую ножку.
Раз, два, три.
Согнём левую ножку.
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли,
И немного подержали.
Головою покачали
И все дружно вместе встали.
Молодцы!
В: Ребята, как вы думаете, почему вода не исчезает с нашей планеты? Откуда она берется? Что с ней происходит?
Д: Происходит круговорот воды в природе. (Слайд № 26,27)
В: Давайте вспомним что, это такое. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух (испаряется). Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
В: А что вы ещё знаете о воде? Какая она?
Д: Вода прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, она течет.
В: Но, для того, чтобы наглядно всё это выяснить, проверить так ли это, мы сейчас с вами отправимся в лабораторию, где будем проводить исследования.
А вы знаете, что такое лаборатория?
Д: Лаборатория – это место где проводят опыты.
В: Да, ребята, это то место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Вот мы и побудем сегодня немножко учёными.
Итак, отправляемся.
Эксперимент 1.
В: Скажите, вода имеет форму?
Д: Вода формы не имеет.
В: Давайте узнаем. Возьмём несколько прозрачных сосудов разной формы и перельём одну и ту же воду из одного сосуда в другой. А теперь из последнего сосуда выливаем воду на поднос.
В: Что мы видим? Вода растекается бесформенной лужей.
Вывод: Всё это происходит потому, что вода не имеет своей формы.
Эксперимент 2. «Вода не имеет собственного запаха»
В: ребята, давайте понюхаем воду. Пахнет ли вода?
Д: Вода не пахнет.
В: А теперь, давайте добавим в стаканчик с водой ароматическое масло и понюхаем. Что произошло?
Д: У воды появился запах.
В: Ребята, а если мы пришли на речку, чем пахнет вода на речке?
Д: Речкой, правильно.
В: После дождя на улице чем пахнет?
Д: Пахнет свежестью.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества меняют запах у воды, а своего запаха вода не имеет.
Эксперимент 3.
В: Скажите, если у воды вкус?
Д: Вкуса у воды нет.
В: Как нам это можно проверить? Сейчас мы добавим в один стаканчик сахар, в другой – соль, размешаем и попробуем. Какая стала вода?
Д: Вода стала сладкая, солёная.
В: А теперь давайте сравним с чистой водой.
Вывод: Вода вкуса не имеет.
В: Хотя, вы, знаете, когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё удовольствие говорит «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Эксперимент 4.
В: Давайте нальём воду в прозрачные стаканчики.
Какая вода по цвету?
Д: У воды нет цвета.
В: Давайте посмотрим, что произойдёт сейчас. (Подкрашиваем стаканчики с водой, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответ детей, что вода белая.)
В: Что же теперь произошло с водой?
Д: Вода окрасилась в разные цвета.
В: Да, ребята, вода окрасилась в те цвета, которые мы с вами в неё добавили.
Вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.
В: Итак, наши исследования подошли к концу. Все очень хорошо потрудились, узнали много нового о воде, но самое главное мы теперь знаем, что без воды нет жизни на земле, поэтому её нужно беречь, ведь всё в наших руках.