Ольга Чернова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "ВУЛКАНЫ"
Цель: Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана.
Программные задачи:
1. Учить детей как правильно вести себя во время извержения вулкана, согласовывать существительное с прилагательным.
2. Продолжать учить детей сравнивать, анализировать, делать вывод.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Дать начальные представления о вулканах, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека и природы.
4. Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование и материалы:
Макет вулкана, поддон, сода. Уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, посылка, пемза, камешки.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, здоровьесберегающее, экспериментирование.
Предварительная работа:
Чтение книг о природе, беседы о прочитанном, просмотр презентации «Вулканы», видеофильм о вулканах
Рассматривание альбомов: «Минералы - сокровища Земли» чтение детской энциклопедии «Всё обо всём»
Ход.
В. : Дети, сегодня почтальон принёс нам вот эту красивую посылочку. Как вы думаете, что может быть в ней?
Д. : Может быть там сюрприз, (выслушиваю ещё несколько предположений детей).
В. : Давайте откроем и посмотрим, что там лежит. (открываем посылку там лежит пемза)
В. : Дети, кто знает, что это такое?
Д. : Это камень.
Д. : Это не простой камень, это горная порода.
В. : Пемза нашла широкое применение в нашей жизни: пемзу используют в строительстве, в стоматологии (полировке зубов, в фильтрации воды и рыбных прудов (аквариумов, как средство ухода за ногами.
В. : Дети, у кого дома есть такой предмет?
Дети отвечают, что у многих дома есть пемза.
В. : Как вы думаете, чем пемза отличается от обычного камня?
Д. : Пемза лёгкая, в ней много дырочек…
В. : Я предлагаю вам пройти в нашу «Лабораторию интересных открытий» и сравнить пемзу с обычным камнем
(дети проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).
В. : Дети, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу.
Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь?
Д. : Шершавая, легкая, пористая.
В. : А камешек?
Д. : Гладкий, тяжелый, плотный.
В. :Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый?
Д. : В пемзе очень много дырочек.
В. : Как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Д. : В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
В. : Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки?
Д. : Пузырьки есть.
В. : Пемза плавает или тонет?
Д. : Пемза плавает.
В. : Почему она плавает?
Д. : Пемза плавает потому, что она лёгкая.
В. : Правильно, пемза плавает и не тонет, потому что она лёгкая и в ней много дырочек, в которых скапливается воздух и не даёт ей утонуть.
Что же происходит с камнем?
Д. : Камень сразу утонул.
В. : Да, дети камень сразу утонул, потому что в нём нет таких дырочек, как в пемзе и он намного тяжелее.
Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
В. : Дети, в посылке есть ещё какая-то записка давайте прочитаем её.
Гора стоит, из нее дым валит,
Потом шум, да гром –
Все горит кругом. (вулкан)
В. : Что это такое?
Д. : Это вулкан.
В. : Правильно, это вулкан.
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Что же общего между вулканом и пемзой?
В. : Дети, вам интересно узнать, откуда взялась пемза?
Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое ВУЛКАН, и как он связан с пемзой.
Сейчас я расскажу вам легенду о вулкане.
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения, а мотом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар или огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь, и дом его получил название вулкан.
В. : Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
И пока лава живет в своем доме, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то он начинается извергаться, и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух.
Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза?
Д: Из вулканической лавы.
В. : Пемза – это светлая стеклянистая масса, извергнутая вулканом и вспененная из –за растворенных в ней газов.
В. : Посмотрите, дети, в нашей лаборатории есть макет вулкана.
В. : Какой формы вулкан?
Д. : Формы конуса.
В. : Дети, кажется наш вулкан оживает. Давайте посмотрим, как это будет происходит.
В. : Посмотрите, как извергается ваш вулкан?
Д. : Он извергается спокойно.
В. : Сейчас, вы своими глазами увидели извержение вулкана.
В. : На самом деле, извержение вулкана – это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит около 10000 тысяч извержений, из которых, примерно, 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. После извержения долгие годы не растет трава гибнут животные, изменяется климат.
В. : Как же нужно вести себя человеку, оказавшемуся на месте извержения вулкана, как спасти себя?
Д. : Нужно покинуть это место.
В. : Конечно, лучшей и единственной защитой от извержения вулканов является эвакуация.
Но если на данный момент нет такой возможности, то необходимо запастись питьевой водой, медикаментами, приготовить марлевые повязки. При разбушевавшейся стихии не поддаваться панике и успокоиться. Постараться как можно скорее добраться до укрытия.
В. : И, хотя вулкан – это грозное явление в природе, он несет и добрую службу человеку. Люди живут вблизи потухшего вулкана потому, что почва после извержений становится плодородной, а вода целебной.
Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.
В. : Дети, с каким природным явлением мы сегодня с вами познакомились?
Д. : Мы познакомились с извержением вулкана.
В. : Чем же оно опасно?
Д. : Погибают люди, разрушаются дома, гибнут животные….
В. : как человек должен вести себя во время извержения вулкана?
Д. : Человек должен запастись водой, медикаментами, приготовить марлевые повязки….
В. : Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.
(Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой. Под салфеткой макет вулкана, а внутри сладкий сюрприз).
.