Галина Шаврина
Конспект занятия «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания».
Воспитатель : Шаврина Г. А.
Задачи.
Воспитательная : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; формировать систему экологических знаний, представлений; воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы, желание сохранять её; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Публикация «Конспект занятия „Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.
Образовательная: систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воды и молока.
Материал: стаканчики, тарелочки, вода, молоко, сок, мелкие игрушки, сахарный песок, почва, песок, трубочки, гуашь, ватные палочки, жидкое мыло.
Ход:
Воспитатель : ребята, что такое планета Земля? (ответы детей).
Воспитатель : да, наша планета – это общий дом, где мы с вами много лет живём и мы должны беречь наши реки, леса, озёра, небо, солнце, то есть всё то, что не сделано руками человека – живую и неживую природу.
-Ребята, а что относится к живой природе (ответы детей);
-Правильно, и мы свами тоже часть природы, которая нас кормит, одевает, обучает, даёт всё необходимое для жизни, поэтому надо беречь и охранять природу, чтобы она не исчезла и чтобы ею можно было любоваться, а чтобы беречь природу, надо иметь знания о ней.
Задание для детей «Заморочки».
- Кто на себе дом носит (улитка, черепаха)
-Не птичка, но с крыльями и очень красивая (бабочка).
- Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб).
-Назовите реки, которые протекают в нашей Тульской области (Упа, Ока).
-Назовите хвойные деревья (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница).
-Как дерево «спит»(заканчивается сокодвижение).
-Зачем деревья оставляют плоды на зиму (для птиц).
-О каких птицах говорят «На крыльях весну принесли»(грачи-первые вестники весны).
-Какие животные впадают в спячку(ёж, медведь, барсук. хомяк).
-Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла).
-Какое дерево считают «Символом России?» (берёзу).
- Кто следит за лесом, чтобы не обижали в лесу зверей, птиц, не бросали мусор, не губили растения (лесник).
Следующее задание игра «Запрещается, разрешается».
У детей в руках два флажка (зелёный и красный);
Разрешается: дети поднимают зелёный флажок;
Запрещается : красный флажок.
-Дети тихо и спокойно идут по лесу, любуются красотой природой и слушают звуки леса.
- Дети бьют стекла в лесу.
-Мальчик режет кору дерева ножом, ломает ветки.
-Мальчик убивает жука, а девочки ловят сачком бабочек.
Мама запрещает сыну разрушать муравейник.
-Что сделать лучше: закопать мусор в лесу или вывезти его на свалку?
-Дети берут птенца из гнезда и уносят его домой.
-Люди развели костёр в лесу и не затушили его.
-Школьники сажают деревья и кустарники.
-Дети сбивают палками грибы.
-Девочки нарвали в лесу много цветов.
Загадка:
Я и туча и туман, и река, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Воспитатель читает стихотворение :
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!
Читают дети.
1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде:
в луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
2. На плите у нас стоит, паром чайника шипит,
без неё нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить.
-Воспитатель : да, дети, это вода. Вода –это драгоценный дар природы, источник всего живого на земле. Без воды нельзя испечь хлеб, приготовить обед, изготовить лекарства, никто не может прожить без воды.
-Ребята, а откуда берётся вода в нашем кране? (ответы детей).
-Да, тысячи людей заняты, чтобы те капельки воды, которыми мы с вами моем руки, проделали большой путь и пришли чистыми в наш дом.
Воспитатель : ребята, сегодня я предлагаю вам стать сотрудниками научно- исследовательской лаборатории, и как настоящие учёные,провести различные опыты.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле (потягивание, руки в стороны)
Каждое старается, к солнцу, небу тянется (руки вверх, стать на носочки).
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (дети машут руками).
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперёд).
Вправо, влево, взад – вперёд, так деревья ветер гнёт (наклон вправо, влево, вперёд, назад).
Ветер стих, взошла луна, наступила тишина (дети приседают).
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика.
-Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть (плавные движения кистями,
Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать (хлопок «круглыми» ладошками).
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (кисти вниз, имитировать движения пальчиками,
Рыбка хвостиком махнула и тихонько уплыла (сложить ладошки вместе, поворачивать ими вправо, влево).
Опыты.
1. Взять стаканчики с водой, понюхать несколько раз и убедиться, что вода ничем не пахнет. Вывод – вода не имеет запаха.
2. Дети пробуют через трубочку воду и сок. Определяют, что сок вкусный, а вода безвкусная. Вывод – вода не имеет вкуса.
3. Перед детьми стоят два стаканчика: один с молоком, другой с водой. Предложить детям положить в оба стаканчика маленькую игрушку. Выяснить, в каком стаканчике игрушка видна, в каком нет.
Вывод: вода прозрачная.
4. Два стаканчика с водой. Предложить детям поместить в один стаканчик обычный песок, размешать его ложкой, выяснить растворился песок или нет.
В другой стаканчик насыпать сахарный песок, размешать его ложечкой, выяснить, растворился ли сахар в воде.
Вывод: вода растворяет вещества.
5. Два стаканчика с чистой водой. В один положить немного почвы, размешать, отметить, что вода стала мутная, грязная.
В другой стаканчик капнуть каплю бензина, размешать. Отметить, что бензиновое пятно плавает на поверхности воды и не растворяется.
Вывод: вода загрязняется.
6. «Радужная вода».
Пронумеровать 4 стаканчика.
В 4- й стаканчик добавить 3 ложки сахарного песка,
В 3- й стаканчик добавить 2 ложки сахарного песка,
Во 2- й стаканчик добавить 1 ложку сахарного песка,
В 1-й стаканчик сахар не добавлять.
Во все стаканчики наливаем воду и тщательно размешиваем, затем окрашиваем воду в стаканчиках гуашью:
В 4 стаканчик – зелёную гуашь, в 3 стаканчик красную гуашь, во 2 стаканчик –жёлтую гуашь, в 1 стаканчик – синюю гуашь, тщательно перемешиваем.
В прозрачный стаканчик наливаем несладкую жидкость синего цвета.
Затем набираем шприцом жёлтую воду опускаем шприц до дна стаканчика с синей водой и медленно выливаем из шприца воду. Далее то же проделываем с красной и зелёной водой. Наблюдаем, что вода получилась слоями - радужная.
Вывод: чем слаще вода, тем больше её плотность и это не даёт смешиваться воде.
Гимнастика для глаз.
-Глазки вправо, глазки влево и по кругу проведём,
быстро, быстро поморгаем и немножечко потрём;
глазки закрываем и все мы отдыхаем- 2 раза.
Опыт с молоком.
-Воспитатель : а теперь давайте проведём опыт с молоком.
Хотите увидеть волшебство в молоке? Сначала показывает воспитатель, затем дети проделывают самостоятельно.
Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы полностью покрыло дно. Дать немного постоять, затем капнуть пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Сухой ватной полочкой касаемся молока. Что получилось? Ничего.
Теперь окунаем палочку в жидкое мыло и просто касаемся молока в центре тарелки в течение 15 секунд, наблюдаем «волшебство».
А теперь, ребята, каждый из вас попробует стать «волшебником» Самостоятельная деятельность детей :
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, опускают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку, и наблюдают чудесное явление : краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
-Воспитатель : дети, хотите узнать, как произошло это «волшебство» в молоке.
-Воспитатель : ребята, молоко содержит жиры, минералы, а с помощью краски мы видим, как моющее средство воздействует на жиры.
Итак, ребята, сегодня мы с вами экспериментировали с водой и молоком. Теперь подведём итоги сегодняшней встречи.
Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что нового вы узнали
Ответы детей.
Вода – это жидкость, которую можно переливать в разные ёмкости, она прозрачная, не имеет вкуса, цвета, запаха, вода может растворять многие вещества, может превращаться в разные состояния: лёд, пар, туман, может загрязняться.
Молоко- это тоже жидкость белого цвета, имеет вкус, запах, не прозрачное. имеет в своём составе жиры и минералы, очень полезно для организма.
Воспитатель : итак, ребята, сегодня в нашей лаборатории вы все работали очень хорошо, были доброжелательными, готовыми помочь друг другу.
Я желаю вам продолжать наблюдения за миром вокруг нас, задавать вопросы, экспериментировать.