Мария Гамаюнова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Морское путешествие на сказочный остров. Звук [З], [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте.
Тема: «Морское путешествие на сказочный остров».
Воспитатель: Шульга Елена Николаевна
Пгт. Крапивинский
2021 год
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Морское путешествие на сказочный остров, Звук [З], [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема: Морское путешествие на сказочный остров.
Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».
Задачи:
Образовательные:
-уточнять артикуляцию звуков [з – з’];
-упражнять детей в определении места звуков [з – з’] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с’] и [з’]);
-объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);
-знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.
Развивающие:
-Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук
-Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», иллюстрации сказочных героев, мяч, стаканы с водой, тру6очки, скамейка, картина «Сказочный остров», цветы с 6уквами, зеркала, конверты с заданиями.
Организационный момент.
Психогимнастика:
Со6рались мы с вами в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улы6немся
Ре6ята, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие на сказочный остров, за новым звуком и новой 6уквой. Но в пути нас ждут различные испытания, с которыми нам с вами предстоит справиться. Вы готовы? А отправимся мы с вами на этом кора6ле. Что 6ы зайти на него вам нужно пройти по трапу, сохраняя равновесие: руки на пояс, спина прямая, доходим до конца, спрыгиваем на о6е ноги, руки перед со6ой. Первым пойдет тот в имени которого есть звук [Р], [Н], [Л], [П]. И так, все заняли свои места, отправляемся в путь. А вот и первое задание (Конверт возле штурвала).
1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.
1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С’)
На доске написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.
Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их. (5 букв)
Игра «Не зевай – продолжай».
- Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б’ - бизон. Вы готовы?
2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).
- Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.
Ходить – сходить
Клеить – склеить
Катать – скатать
Бегать – сбегать
Клевать – склевать
Летать – слетать
Петь – спеть
Дыхательная гимнастика «Заводим двигатель». (Стаканы с водой, коктейльные тру6очки).
К кора6лю подплыла медуза с заданием. (иллюстрация)
3. конверт. II. Изучение новой темы.
1. - Послушайте стихотворение. (иллюстрация)
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
- Какой звук я выделяла в словах? ([з – з’]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.
2. Артикуляция звуков. (зеркала)
- Как расположены губы? (Губы в улыбке.)
- А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)
- Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)
Звук [з] может 6ыть твердым или мягким. От чего это зависит?
Назовите слова с твердым «З», с мягким «З».
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий;
Зь – согласный, мягкий, звонкий;
- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
- Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Динамическая пауза «Что нам чудиться в тумане?»
Что нам чудиться в тумане (Руки вперед)
Волны плещут в океане (Машут руками, изо6ражая волны)
Это мачты кора6лей (Вытягивают руки в верх)
Пусть плывут сюда скорей (Приветственно машут руками)
Мы по 6ерегу гуляй
Мореходов поджидаем (ходь6а на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (Сжимают кулачки)
Что 6 по 6ольше их со6рать
Надо чаще приседать (Приседания)
Прилетела чайка с заданием.
4. Конверт Игра «Найди слово».
- Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия (звучат похоже, согласные; отличия: один звонкий, другой глухой).
Варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки.
- Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.
- В слове слеза звук [з] находится в середине слова.
- В слове сазан звук [з] находится в середине слова.
- В слове засов звук [з] находится в начале слова.
- В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.
- В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.
Русалка с заданием.
5. Конверт Работа в парах по карточкам.
– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком (фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?
Суп – зуб
Сима - зима
Коса - коза
Сахар – Захар
Лиса - Лиза
Роса – роза
Сев - Зев
Вот мы и приплыли на остров.
1. Знакомство с буквой.
«З» - смешная завитушка.
«З» - закручена как стружка.
-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,].
Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.
2. Индивидуальная работа: Прописывание печатной буквы Зз
3. Упражнение «Комарики» (Поляна с цветами).
Возвращение в группу.
4. Дифференциация букв В и З.
- Пока мы плыли домой, 6уква «З» спряталась, посмотрите на эту 6укву и скажите какие две 6уквы спрятались в ней. Вы правильно подметили в 6укве «В» спряталась 6уква «З».
5. Подведение итогов.
1. - С какой буквой мы сегодня встретились?
2. - Над какими звуками мы сегодня работали?
3. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
Ходить – сходить
Клеить – склеить
Катать – скатать
Бегать – сбегать
Клевать – склевать
Летать – слетать
Петь – спеть
Суп – зуб
Коса - коза
Лиса - Лиза
Сев - Зев
Сима - зима
Сахар – Захар
Роса – роза
Сима - зима