Анастасия Салогубова
Конспект занятия с детьми 5–6 лет по обучению грамоте «Лесная школа. Гласные и согласные. Количество слогов. Место звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в группе
дошкольного возраста с 5 – 6 лет
на тему: «Лесная школа».
Цель:
• создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия с детьми 5–6 лет по обучению грамоте „Лесная школа, Гласные и согласные, Количество слогов, Место звука“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
• закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»;
• совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;
• упражнять в определении места звука в слове;
• совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Развивающие:
• развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие;
• развивать внимание, память, мышление.
Воспитывающие:
• воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие;
• воспитывать интерес к обучению грамоте.
Оборудование:
• интерактивная доска;
• магнитная доска.
Раздаточный материал:
• картинки с изображением диких животных, растений на каждого ребёнка;
• картинки смайлики на каждого ребёнка.
Демонстративный материал:
• конверты с заданиями;
• «Волшебный мешочек» с карточками изображений диких животных и растений;
• пособие «Звуковые домики», красный, синий;
• картинки на экране со схемами различных предметов со звуком [С].
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. Воспитатель вместе с детьми приветствует гостей.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, сегодня хороший день. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку! Становитесь в кружок! Для прогулки нам понадобится дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение. А теперь закройте глаза.
На экране появляется картинка зимнего леса. Звучит музыкальный трек «Шум леса».
Дети открывают глаза.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались?
Дети: в лесу.
Воспитатель:
- Ребята, что растет в лесу? Дети перечисляют растения.
Воспитатель:
- А кто живёт в лесу? Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте представим, что они не обычные, а сказочные.
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
Фонетическая разминка.
Воспитатель:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили - не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Дети с воспитателем проговаривают звуки.
Воспитатель:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: звуки.
Воспитатель:
- Правильно. Звуки мы слышим и произносим.
- А какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель:
- давайте мы назовём несколько гласных звуков (воспитатель проговаривает вместе с детьми по очереди гласные звуки пропевая их). Гласные звуки можно пропеть, они произносятся с голосом.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: красным цветом.
Воспитатель:
- А теперь давайте назовём несколько согласных звуков (воспитатель проговаривает вместе с детьми по очереди согласные звуки). Согласные звуки мы пропеть не можем, при произношении этих звуков у нас во рту становиться преграда.
Воспитатель:
- А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: - Синим цветом.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах. Воспитатель достает первый конверт.
Игровое упражнение «Засели картинки в нужный домик».
Воспитатель:
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Воспитатель открывает конверт и с изображением Зайки, достаёт оттуда карточку с заданием.
- Это задание от Зайки! Воспитатель читает задание.
Воспитатель:
- «Сказочные звери, так весело играли в лесу, что рассыпали картинки с которыми они занимались в лесной школе и не могут их правильно собрать. Помогите им пожалуйста».
Воспитатель ставит мольберт, на котором прикреплены два картонных домика с синей и красной крышей, а также картинки.
- Ребята перед вами домик с синей крышей, в котором живут согласные звуки и домик с красной крышей, в котором живут гласные звуки, а так же картинки. Вам нужно будет определить с какого звука (гласного или согласного) начинается слово на картинке и заселить её в нужный домик.
Каждый ребёнок берёт картинку и ставит её в нужный домик. Коллективная проверка выполнения задания.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком «л, ль».
Воспитатель:
- Какое у нас следующее задание. Воспитатель достает конверт с изображением лисы.
- Лисичка просит Вас помочь ей выполнить домашнее задание. Надо назвать слова со звуками «л, ль».
Дети с помощью воспитателя называют слова со звуком «л», потом со звуком «ль».
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы отлично справились с задание.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
Воспитатель на экране включает видео физкультминутки с песенкой. Дети смотрят на экран и повторяют движения за героями.
- Отлично ребята садитесь на стульчики.
Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Воспитатель:
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание. Воспитатель достает конверт с изображением мышки.
- Кто это ребята?
Дети: Это Мышка.
Воспитатель:
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Воспитатель достает «Волшебный мешочек» и смотрит с ребятами, что внутри.
- Что это ребята?
Дети: - Картинки.
Воспитатель:
- Давайте с ними поиграем!
- Вы будете доставать из мешочка картинки, называть предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.
( Картинки: дерево, дупло, шишка, берлога, синица, ель и т. д.)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!
Игровое упражнение «Звуковой анализ».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а вот и конверт с заданием от белочки. Воспитатель предлагает детям сесть за столы. У каждого ребёнка лежит схема для звукового анализа слов и фишки серого цвета.
Воспитатель:
- Белочка приготовила для вас схемы.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать картинку на экране и называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук «С» : в начале, в середине или конце слова, и отметить на схеме фишками серого цвета нужные окошки.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук «С», в слове: сосна, сова, лес, нос, лиса, сугроб и т. д. Дети работают за столами и отмечают фишками нужное окошко. Воспитатель проверяет правильность задания вместе с детьми и отмечает в схеме на экране нужное окошко под каждой картинкой.
- Вы отлично справились с этим заданием.
- Молодцы, ребята!
Рефлексия.
Воспитатель:
- А наша прогулка подошла к концу, нам пора возвращаться. Ребята закрывайте глазки. На экране появляется картинка группы детского сада и мелодия «Колокольчика».
- Ребята открывайте глазки. Вот мы и вернулись с вами обратно в детский сад, в нашу группу.
- Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, используя свои знания и умения.
- Давайте вспомним куда мы сегодня с вами отправлялись на прогулку? (В лес)
- Чьи задания мы выполняли? (Сказочных зверей)
- Ребята давайте вспомним какие задания сказочных зверей мы с вами выполняли. Воспитатель по очереди показывает конверт и проговаривает какое задание было в этом конверте, и крепит их на магнитную доску.
- На доске лежат радостные смайлики, подумайте какое задание вам больше всего понравилось и прикрепите смайлик к конверту с этим заданием. Молодцы ребята.
- Какие испытания были трудными для вас?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Спасибо вам большое, вы хорошо сегодня потрудились.