Любовь Чурбакова
Конспект занятия «В гостях у бабушки Агафьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
"Познание"
развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений края;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
"Коммуникация"
развивать монологическую речь детей;
развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у бабушки Агафьи“» размещена в разделах
"Социализация и труд"
развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим;
"Чтение художественной литературы"
поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
способствовать выразительному чтению стихов.
Методические приемы:
рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.
Оборудование:
иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал д/и "Разрезные картинки", "Сундучок здоровья", шапочки лекарственных растений (крапива, одуванчик, шиповник, календула, ромашка, подорожник).
Ход занятия
Воспитатель (в костюме Бабушки Агафьи):
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детство мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Дети: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Мы вас можем научить,
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растения
Что пригодны для лечения!
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о лекарственных растениях. Скажите, почему их так называют?
Дети: Эти растения лечат, помогают не болеть.
В. : Верно. Природа предлагает человеку огромное количество даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать их и уметь пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Человек стал наблюдать, изучать эти растения, их свойства. На Руси таких людей называли травниками, изучив то или иное растение, их заносили в особую книгу. За много лет народные лекари накопили много знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть самые разнообразные травы, настойки, микстуры и таблетки из трав. Но часто люди сами собирают травы и готовят себе лекарства, но только нужно знать как лекарственные растения и правильно их использовать. А теперь, ребята, давайте с вами покажем всем, что же мы знаем о лекарственных растениях. Послушайте загадки:
В поле сестрички стоят
Желтые глазки на солнце глядят
У каждой сестрички -
Белые реснички.
(Отгадка появляется на экране) Ребенку надевается шапочка цветка ромашки.
Это я, Ромашка, ромашка переводится как "милая, простота". Я самая известная из всех лекарственных растений.
В. : А чем ты полезна?
"Ромашка": Если случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Следующая загадка: Семена как коготки
Желто-красные цветки
От горла помогают
Кто же их не знает? (Календула, ноготки)
"Календула": Мои цветочки собирают, сушат, а потом при ангине можно полоскать горло, настойку используют для лечения ран, ожогов, когда болит желудок.
В. : Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
В. : Дорогой подорожник, а чем ты полезен, как помогаешь?
"Подорожник": Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился,
сердце болит, десны кровоточат, бегите срочно ко мне. Я помогу.
В. : Носит этот мальчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
«Одуванчик»: Ребята, расскажите, что используют у одуванчика и для чего?
Листья – салат, цветы – варят варенье, корни – для аппетита.
В. : Не огонь, а жжется?
Злая, а людей лечит?
«Крапива»: Люди про меня говорят: «Одна крапива – семерых врачей заменит». Если живот заболел, если витаминов не хватает, плохой сон и усталость – нужно срочно крапиву звать.
В. : Листик с глянцем
Ягодки с румянцем
А сами кусточки
Не выше кочки.
Дети: - это брусника.
«Брусника»: Жар, головные боли, плохой аппетит
выпей отвар моих листьев, съешь моих вкусных ягод
мгновенно забудешь о них.
В. : Есть волшебная аптечка
Там красные таблетки
Развешены на ветках.
Его зовут царем кустов
За цвет и запах его лепестков.
Хоть куст и зеленый
Вас ранить готов, но поможет он кто болен и тем кто здоров.
«Шиповник»: Пейте для профилактики мой настой.
Очень вкусный и полезный. В нем много витамина С, и тогда не заболеете гриппом.
В. : Молодцы ребята, вы хорошо знаете лекарственные растения. А наших гостей приглашаем принять участие в нашем занятии. А мы продолжаем.
Посмотрите, у меня есть заветный сундучок, это сундучок не простой, в нем живут лекарственные травы. Это «Сундучок Здоровья».
Д/и «Сундучок Здоровья».
Дети достают по очереди цветы ромашки, календулы, мяты, брусничник, сухая калина, баночка малинового варенья, смородиновый лист и веточки.
Д/и «Угадай что это на вкус?», «Что полезно?», «Помоги зверятам».
В. : А теперь мы с вами попали в фито-бар.
Дети угощаются настоями трав.
Итог: Викторина «Зеленая аптека»
1. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мама.
Ответ: Мать-и-мачеха.
2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
Ответ: Подорожник.
3. Сегодня лесная полянка вся желтая от цветов, а завтра будет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?
Ответ: Одуванчик.
4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом.
Ответ: Ромашка.
5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.
Ответ: Мята.
6. Это растение, шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Ответ: Шиповник.
7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
Ответ: Ноготки.
Воспитатель: Благодарю за ваше внимание!