гульмина яникова
Конспект занятия «В гостях у бабушки Асият»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы вас приглашаем в путешествие по горным районам нашей многонациональной республике Дагестан.
Стихотворение о Дагестане.
Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор,
Страна ветров, озер великих.
Так удивительно широк ее простор
Приветливы людские лики.
Кто побывал один лишь только раз.
Увидев красоту земную.
Оставит память в сердце тот Кавказ,
Который манит, радует, чарует.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у бабушки Асият“» размещена в разделах
Нас сегодня пригласила в гости бабушка Асият. Отправимся мы с вами в путь на автобусе. Сели все поудобнее (просмотр видеофильма о Дагестане в музыкальном сопровождении «По горным дорогам» сл. Р. Гамзатова)
Вот и приехали мы с вами в с. Ахты, где ткут ковры. Но Дагестан славится не только коврами. (просмотр видеоролика о декаративно-прекладном искусстве Дагестана).
Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: злато кузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля, Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи. А дагестанские ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. На ковры переносили сто красок земли.
2. Выставка образцов.
-Ребята, сейчас мы отправимся в мини музей и рассмотрим с вами разновидности ковров и их узоров. Все ковры дагестанских мастериц можно разделить на 3 большие группы:
-ворсовые
-без ворсовые
-войлочные.
Каждый ковер несет свое название.
Например: лезгинские «сумахи»
кумыкские «думы», «арбабаши»
табасаранские и лакские «паласы».
Процесс создания ковра сопровождался посиделками, песнями, рассказами.
Стихотворение «Бабушка моя»
Сидим вдвоем мы у окна
Играть мне не охота,
Палас ткет бабушка моя
И напевает что-то.
А я смотрю во все глаза-
Мне надо научиться.
Ткать тоже пестрые ковры,
На них цветы и птицы.
Нам весело сидеть вдвоем
Я подаю клубочки,
И на паласе вижу я
Цветочка лепестки.
3. Встреча с бабушкой Асият.
-Ребята, я очень рада что вы приехали! Я очень стара и мне уже тяжело одной ткать ковер, поэтому я попросила вашего воспитателя Гульмину Ибрагимовну помочь мне. Мне нужно соткать 18 ковров. Я сама одна не справлюсь, мне очень нужна ваша помощь. Труд мастерицы очень тяжелый и кропотливый. Вот посмотрите (видеофильм о ковровщицах). Работа выполняется в сидячем и полу сидячем положении за ковроткацким стан-ком. Тонкие, гибкие пальцы ковровщицы перебирают основу, вяжут узлы. Над головой мастерицы, по верхнему краю станка висят до пятнадцати клубков шерсти разных цветов и оттенков. Мастерица никогда не собьется и крючок быстро мелькает в проворных руках. Закончив очередную линию узлов, ковровщица берет в руки тяжелый раг (ореховый брусок с железными зубьями) стук-стук-стук осаждает, уплотняет узлы раг. Затем с помощью ножниц ровно обрезает ворс и мастерица начинает новый ряд узлов с помощью крючка, который предохраняет пальцы ковровщицы. За день мастерица вяжет 7-8 тысяч узлов.
4. Отгадывание загадок.
-Ребята, а кто знает самые главные цвета, которые используются в ковроткачестве. ( дети перечисляют цвета: красный, желтый, синий). А знаете ли вы отгадки, в которых упоминается цвет (бабушка Асият загадывает загадки).
• Плоть красна,
Одежда зелена (арбуз).
• Сколько красный бык ни ел,
Все сильнее есть хотел. (огонь).
• Высокая девица
Тонка, длинна нога,
Зеленая косица
Скрывает жемчуга. (кукуруза)
• Угадай, что это значит
Белый конь по небу скачет
Голубая та гора,
Конь белее серебра. (небо, месяц)
5. Дидактическая игра.
А знаете, ребята, что цвета могут быть еще теплыми и холодными?
-Какие цвета называют теплыми? Которые греют, как солнце. Какие они? (красный, оранжевый, желтый). А на что похожи холодные краски? (на снег, лед). А какие это краски? (синий, голубой, серый). Сейчас мы поиграем. Я буду показывать вам цветок. А вы определите его цвет! Если тон цветка теплый нужно хлопнуть в ладоши один раз, если холодный два раза.
6. Физминутка.
Прежде, чем мы сядем за наши рабочие столы проведем сначала физминутку.
Темным лесом,светлым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб цветочки не память
Нужно ножки поднимать.
Меж деревьев мы шагали-
Вдруг мы поле увидали!
Если только вы бы знали,
Как мы быстро пошагали.
Ищем мы цветочки
Чтоб сплести веночки.
Вот букет огромный вскоре мы собрали.
И ковер огромный на лугу соткали.
7. Аппликация ковров.
На рабочих столах бабушка Асият приготовила все необходимое для изготовления ковра. Картонные прямоугольники с надрезами- это основа для ковра. Также на тарелочках у вас есть готовые полоски одинакового размера, но разных цветов. Вам необходимо пропустить эти полоски через надрезы так чтобы полоски сложились в шахматном порядке. Концы полосок наклеиваем к основе. остатки клея снимайте салфеткой. Выполняя работу не забывайте сидеть ровно (работа выполняется под аудиозапись). После окончания работы дети становятся, взяв в руки свои коврики. Мальчики во внешнем кругу, девочки во внутреннем, лицом друг другу.
Бабушка Асият мы хотим спеть вам песню и станцевать с нашими коврами.
Мальчики поют:
Где узоры для ковра
Ты нашла скажи, сестра?
На ковре твоем кайма
Сшита золотом она.
Девочки поют:
На лугу полно цветов
Погляжу узор готов
Ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Мальчики поют:
Где узоры для ковра
Ты нашла скажи, сестра?
На ковре твоем следы
Горных туров, птиц, реки.
Девочки поют:
Тур промчался по горе,
След остался на ковре.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Бабушка Асият хвалит и благодарит их за помощь.
Бабушка Асият : у нас в саду растут очень вкусные ахтынские яблоки. Я хочу угостить ими вас (вручает воспитателю полную корзину яблок).
Дети выставляют свои работы на скамейки прощаются с бабушкой Асият и отправляются обратно в детский сад (видеофильм о Дагестан
8. Рефлексия.
После того как дети сядут на свои места подводится итог работы.
-Где мы сегодня побывали?
-Кому помогли?
-Кто такие ковровщицы?
-Вам понравилось наше путешествие?
Прежде чем угостимся яблоками помоем руки.