Татьяна Гераскина
Конспект занятия учителя-логопеда «В гостях у сказки (Звуки [В]-[В’])»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у сказки (Звуки В-Вь)»
Цель: Познакомить детей со звуками [в] и [в’], буквой В. Закрепить знания
детей о слове и предложении.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений детей о звуке и букве, слове и
предложении. Закрепление понятия «предлог».
2. Коррекционные:
- закрепление правильного произношения и различения звуков [в], [в’] в
слогах, словах, предложениях (на слух,
- развитие фонематического восприятия (выделение звуков на слух,
Публикация «Конспект занятия учителя-логопеда „В гостях у сказки (Звуки [В]-[В’])“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
определение количества звуков в словах и их последовательность,
звуко-слоговой анализ слов,
- познакомить с предлогом В. Упражнять в его употреблении,
- учить анализировать слова и предложения, упражнять в составлении
схем предложений,
- познакомить с правилами правописания предлогов со словами,
- знакомство с буквой В, выкладывание слов с буквой В.
- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления,
- развитие мелкой моторики.
3. Воспитательные:
- обучение навыкам межличностного взаимодействия,
- развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование:
Зеркала, паровозик с 3-мя вагонами и предметные картинки со звуком [в], кубики с буквами, мяч, лоточки с манной крупой, ЛЕГО-мозайка, ЛЕГО-конструктор, нарисованные ключи и замки, куклы Би-Ба-Бо «принц» и «принцесса», «баба яга», «змей горыныч», символы согласных звуков.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Введение в тему.
Логопед (Л) : - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не простое занятие, а путешествие. А вот куда мы отправимся – отгадаете сами. Слушайте внимательно…
(Звучит музыка «В гостях у сказки…»)
Л: - Правильно, сегодня мы отправляемся в гости к сказкам. А пригласил нас туда Иван Царевич. Послушайте, что с ним приключилось:
Посмотрите, перед нами стоит крепость. Это крепость не простая, а сказочная. В ней спрятана добрая принцесса, которую украл и заточил в самую высокую башню за семью замками злой Змей Горыныч. Он поставил Ивану Царевичу условие, что пока тот не справится с 7 испытаниями (не получит 7 ключей от замков, принцесса будет томиться в заточении.
Иван Царевич просит вас помочь ему своими знаниями. Ну что, ребята, поможем ему? (Да, поможем)
- Ну,тогда нам пора отправляться в путь.
2. Игра «Поезд»
Л: - Вот кажется и первое испытание. Смотрите, стоит поезд, а отправиться в путь он не может, потому что пассажиры-слова потеряли свои билеты. Чтобы они заняли свои места. Нам с вами надо отгадать загадки определить, в каком вагончике поедет слово-отгадка.
Здесь 3 вагона. Если слово короткое – с одним слогом, то слово-отгадка должно поехать в первом вагоне. Если в слове 2 слога – то отгадка поедет во 2-м вагоне. А если 3 слога? (в третьем вагоне). Правильно.
Слушайте загадки.
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк). Волк поедет в первом вагоне, т. к. в слове волк 1 слог.
- Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит никому не говорит. (ива) – В каком вагоне поедет это слово? (Во втором, т. к. в слове 2 слога.)
- На сучках висят шары – посинели от жары. (Слива)
- Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла:
Красна, кругла, сладка на вкус
А называюсь… (свекла)
- Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Ярко- синий и пушистый
Только жаль, что не душистый (василек)
Л: - Как проверить сколько слогов в слове василёк? Правильно можно прохлопать слово по слогам. Слово василёк поедет в 3-м вагоне, т. к. в нём три слога.
Молодцы ребята, справились с заданием и за это вы получаете первый ключ от замка, который держит принцессу в крепости.
3. артикуляция звука [в]
Л: - Ребята, посмотрите еще раз внимательно на все эти картинки. Произнесите их про себя и скажите, какой звук есть во всех словах. (Звук В)
- Правильно. Посмотрите на меня. Когда мы произносим звук В - нижняя
губа прижимается к верхним зубам. Посмотрите, видны ли мои верхние зубки?
(Да, немножко видны)
Теперь Вы возьмите зеркала и произнесите звук В правильно. Произносит Настя, а остальные произносят тихо, про себя, но вместе с Настей. Чувствуете, как губки с зубками закрыли путь воздуху? Хотят ли они пропускать его? –(Нет.)
Нижняя губа сердится и воет: в - в- в.
- А кто или что может выть? (Может выть ветер, вьюга, волк)
- Ваня, скажи звук В какой? (Звук В- согласный, твёрдый, звонкий.).
- Покажите каким кружком будем обозначать звук В?
- А кто мне скажет, как будет выть легкий ветерок? (будет выть легко, мягко ВЬ - ВЬ – ВЬ) Найдите значок звуку ВЬ. Кто скажет, какой звук ВЬ? (звук ВЬ согласный, мягкий, звонкий)
4. Игра «Камушки – пушинки»
Л: - Вот и следующее испытание. Чтобы с ним справится, нам надо разделиться на 2 команды. Одна команда – «Камушки», вторая – «Пушинки». Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук [в], встает команда «Камушки», а если мягкий звук [вь] – встает команда «Пушинки»
Речевой материал: в, п, вь, ф, в, фь, вь. Авь, вя, ва, во, овь, вы. Вата, велосипед, вода, ваза, витаминка, ветер, кофта, ковер, совок…
- молодцы, вы все правильно отвечали. И за это получаете еще один ключик.
5. Составление звуковых схем.
Л: - Ребята, кто это там сидит на поляне. Посмотрим!. (Это баба-яга). Баба-Яга хочет вам помочь освободить принцессу, но за это надо выполнить ее задание: Возьмите платы и фишки и составьте схему слова ВОЛК. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий? Сколько всего звуков : сколько гласных, согласных?
- Молодцы. Баба Яга дарит вам еще один ключик.
6. «Потерявшиеся слова»
Л: - ребята, пока мы с вами играли с Бабой-ягой, Иван царевич пошел вперед и встретил сторожа из зоопарка. Представляете, в зоопарке пропали животные и предметы. В названиях которых есть звук [вь]. Вернуть их обратно в зоопарк можно если закончить правильно предложения по картинкам. Слушайте внимательно:
Вчера из зоопарка убежал… верблюд.
Он вышел из ворот, сел на … велосипед и поехал в самый большой сказочный магазин. Он купил … виноград, вишню и веник и положил их в … ведро. Затем он решил вернуться в зоопарк и по дороге нарвал букет… васильков и подарил этот букет своей подруге … верблюдице.
- Какие вы молодцы. Ребята, помогли сторожу разобраться в этой истории и вернуть все на место. Получайте еще один ключ.
7. Физкультминутка и зрительная гимнастика.
7*. Д. И. «Скажи наоборот»Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. А ребенок называет мягкую пару звука и бросает мяч обратно педагогу.
8. Знакомство с буквой В
Л: - Ребята, мы с вами играли со звуками [в] и [в’]. И эти два звука можно обозначить одной буквой. Посмотрите на букву «В» (достает и показывает букву). На что она похожа? (на очки,). Послушайте, какое стихотворение есть про эту букву:
Вот буква В видна в дали Палочка рядом
Красивая, витая - Две ровные дужки
Как будто крендель испекли Вот и готовы очки для лягушки.
Приезжих поджидая.
Л: - Давайте снова поможем Царевичу. Сначала покажите ему, как можно написать букву «В» в воздухе правой рукой, левой рукой, а теперь сразу двумя руками.
А теперь напишите букву в лоточках с манной крупой. Какие вы молодцы. Заслужили еще один ключик.
9. «Незнайкины уроки»
Л: - сколько у нас уже ключей? (пять) не хватает еще двух. Смотрите, вон сидит Незнайка. Может он нам поможет заслужить еще один ключик!
Незнайка: - Здравствуйте ребята. «Не поможете ли мне выполнить домашнее задание учителя. Помогите найти среди букв неправильные и зачеркнуть их».
Л: - Ребята помогите Незнайки: зачеркните неправильные буквы карандашом.
Царевич: - Посмотрите, как обрадовался Незнайка, что Вы ему ребята помогли, спасибо вам. Теперь помогите мне составить из кубиков с буквами слова.
Возьмите дощечку с кубиками и выложите по середине доски слово Вы. Прочитайте слово. Когда мы говорим слово Вы? (Когда разговариваем со взрослыми людьми.) - А теперь слева от буквы «В» положите букву «У». прочитайте, какое слово получилось? УВЫ. (какой первый звук, второй, третий?) Что обозначает слово УВЫ? Это слово разочарования.
Но нам с вами не в чем разочаровываться. Мы справились и с этим заданием, за что получаем еще один ключик.
10. «Живые слова»
Змей Горыныч: - Со всеми заданиями вы справились. Хотите получить последний (7-ой) ключ и освободить принцессу? (Да). Тогда слушайте внимательно.
- вы знаете, что буква «В» не только обозначает звуки [в] и [в’], она иногда пишется отдельно от других букв и слов в предложении и обозначает важное маленькое слово – предлог «В».
Сейчас я буду читать вам предложения. Слушайте внимательно, и если услышите это маленькое слово «В» - хлопните в ладоши.
Речевой материал: Мама пошла В магазин. Бабушка положила хлеб В хлебницу. Маша повесила куртку В шкаф. И т. д.
Молодцы. А теперь поиграем в другую игру: «Чего не хватает в предложении?» слушайте внимательно: Дети играют игрушки. (не хватает предлога В) А как правильно сказать? (Дети играют В игрушки) Давайте сделаем схему предложения: ты Ваня будешь словом ДЕТИ, Настя – словом ИГРАЮТ, Кристина – В, Соня – ИГРУШКИ. Какое первое слово, второе?
Игра «Какое слово пропало»
Змей Горыныч: - Молодцы! Вы заслужили и этот ключик. А за то, что вы выполнили так много заданий, я расскажу вам, какие замки надо открыть ключами.
Д,И, «Подбери ключ к замку»
11. Итог.
После того, как дети подобрали правильно ключи к замкам, раздвигаются стены замка и появляется принцесса.
Принцесса: Здравствуйте, ребята, спасибо вам за то, что вы помогли Ивану Царевичу спасти меня. Пока я была заперта в башне, я вам приготовила небольшие подарки. (принцесса дарит детям медали с буквой В)
Царевич: Спасибо ребята. Вы мне очень помогли.
(принцесса и царевич прощаются с детьми. Занятие закончено. Дети уходят в группу)