Диана Павлова
Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 6–7 лет «Школа Гнома-астронома»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87»
Совместная непосредственно образовательная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности
детей 6 – 7 лет :
«Школа Гнома-Астронома»
Составители: учитель – логопед
Павлова Д. А.
воспитатель
Павлова О. С.
Курск 2016
Цели учителя - логопеда :
Публикация «Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 6–7 лет „Школа Гнома-астронома“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Развитие речи детей; закрепление умения образовывать сложные слова; закрепление понятий гласный, согласный звук; слог, словосочетание, предложение.
Задачи учителя-логопеда :
Коррекционно-образовательные:
- Проверить и закрепить знания о звуках, буквах, слогах.
- Закрепить понятие предложение.
- Провести звуко-буквенный анализ слова.
- Закрепить навыки прямого и обратного счета.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать, активизировать и расширять словарный запас детей;
- Развивать артикуляционную моторику.
- Объяснить, что такое сложные слова.
- Тренировать графические навыки.
- Учить распространять предложения.
Коррекционно-воспитательные :
- воспитывать у детей умение работать в команде,
- сопереживать и приходить на помощь друг другу;
- воспитывать у детей, и педагогов партнёрские отношения.
Цели воспитателя : Закрепление и расширение первичных представлений о вселенной, космосе, планетах Солнечной системы. Поддержание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей.
Задачи воспитателя :
Воспитательные :
- Воспитывать стремление детей к самостоятельности в приобретении знаний;
- Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать навыки экспериментирования, исследовательскую активность;
- Закреплять умения детей связно, последовательно, грамматически-правильно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, предложения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать моторные функции ребенка, речь, речевой слух, зрительное, слуховое внимание;
- Развивать воображение, наблюдательность, пространственное мышление.
Образовательные:
- Расширять и углублять знания детей о космосе, планетах Солнечной системы, о планете Марс;
- Познакомить детей с профессией астроном;
- Расширять кругозор детей через поисково-исследовательскую деятельность.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерные игры для детей «Шаг за шагом», «Игры для маленького гения», карточки с изображением ракеты, падающей звезды, детей смотрящих в небо, карта-схема для поиска с описанием маршрута, лимон, сода, поднос, колба с раствором лимонной кислоты и воды, свеча, лист со словом «ПУСК» (заранее написанный молоком и высушенный, тетради, цветные карандаши, ручки, звукозапись взлетающей ракеты, запись голоса Гнома-Астронома, отрывок из песни «А на марсе будут яблони цвести», звук извергающегося вулкана, космическая музыка, картинки с изображением астронома, альпиниста, Айболита, вулкана, марса, созвездий, звездопада, вселенной, земли, для демонстрации на интерактивной доске, небо, нарисованное на листе ватмана.
Предварительная работа: Проведение НОД с использованием ИКТ, в частности с использованием пособий «Шаг за шагом», «Игры для маленького гения», «Игры для тигры». Занятия по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением речи. Работа по формированию связной речи у детей с ОНР III (уровень речевого развития). Беседы о космосе. Работа с картой мира, глобусом. Изучение макета Солнечной системы. Просмотр мультфильма «Почемучка» серия «Какие бывают планеты». Чтение глав из книги Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах».
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит звукозапись с голосом Гнома-Астронома :
В эфире радиостанция «Любознайка».
И сегодня у нас в гостях: Гном-Астроном!
Здравствуйте ребята! Я - Гном-Астроном, веду набор детей из подготовительной к школе группы в Школу звездных наук. Астрономическую школу могут посещать только грамотные, любознательные дети. До скорой встречи!
Логопед обращается к воспитателю : – Вот так новость! Думаю, что в нашей группе все дети грамотные.
Развитие наблюдательности, внимания, связной речи.
Воспитатель : На интерактивной доске появляются картинка с изображения Айболита, альпиниста, астронома.
Вы знаете, кто такой астроном?
Где на этих картинках астроном?
Почему Вы так решили?
А кто еще изображен?
Ответы детей.
Определение места звука в слове.
Логопед обращает внимание детей на название картинок для определения места звука А в слове:
Ответы детей.
Развитие мышления, внимания, умения классифицировать предметы по различным признакам.
Воспитатель : - А как Вы думаете, какая картинка тут лишняя? Почему?
Ответы детей.
Развитие пространственного мышления, умения ориентироваться по схемам.
Звучит загадочная музыка, входит Гном-Астроном.
Гном-Астроном : – Здравствуйте дети! Я услышал, что Вы хотите в мою школу? Чтобы в нее попасть Вам, нужно сдать экзамен. Вы готовы к этому?
Ответы детей.
Гном-Астроном : - Карточки с экзаменационными вопросами, я спрятал в помещении группы под макетом планеты земля. А чтобы Вам было легче их найти вот вам карта для поиска.
Дети с воспитателем и учителем-логопедом выполняют нужное количество шагов в соответствии с написанным на карте маршрутом и находят в групповом помещении макет земли (глобус). Находят карточки с изображением ракеты, звезды и смотрящих в небо детей.
Закрепление знаний о звуках, буквах, слогах, предложении, распространение предложения.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
1. Картинка с изображением ракеты: С каким звуком взлетает ракета? А что такое звук? Тут написана буква, а что такое буквы?
2. Картинка с изображением звезды. Прочитайте что изображено на этой карточке. Посчитайте сколько слогов в слове звезда. А что такое слог?
3. Картинка с изображением детей смотрящих в небо.
Что тут изображено? А что такое предложение? Распространите предложение.
Проблемная ситуация.
Гном-Астроном : – Вы справились с первым вступительным испытанием, и теперь я вижу, что Вас можно взять с собой в первый космический полет. Вы хотите полететь в космос?
Ответы детей.
Логопед осматривает с детьми групповое помещение и задает вопрос: - На чем же мы полетим в космос?
Дети находят в группе подходящий по форме модуль и дополняют столы.
Гном-Астроном : – К полету готовы? Подождите, а вдруг Вам придется выходить в открытый космос?
Ответы детей.
Мне кажется, мы что-то забыли. Что нам еще нужно? А зачем?
Упражнение «Ракета».
Логопед предлагает детям надеть воображаемые скафандры. И выполняет упражнение «Ракета» - Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони вместе, плотно прижаты друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
Гном-Астроном : Ну а я пойду в свою обсерваторию и буду наблюдать за вами в свой телескоп.
Воспитатель -А мы сможем занять свои места в ракете.
Дети и воспитатель занимают места за столами.
Закрепление обратного счета.
Логопед рассказывает детям о том, что. Когда то давно, она тоже училась в школе Гнома-Астронома, и теперь умеет управлять ракетой. Поэтому сегодня она будет командиром экипажа. К полету готовы? Ремни пристегнули? Выпустить моторы. Начинаем обратный отсчет. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0
Воспитатель – почему же мы не взлетели?
Логопед – сейчас посмотри в бортовой компьютер. Итак, пароль, нам нужен пароль.
Проблемная ситуация. Экспериментальная деятельность. Чтение.
Воспитатель сообщает что Гном-Астроном оставил ему листок на котором ничего не написано и предлагает детям подумать, как можно прочитать невидимую надпись. Воспитатель выслушивает предложения детей. Демонстрирует эксперимент со свечой. Дети наблюдают за тем, как воспитатель нагревает лист над свечой в результате чего проявляется слово. Читают слово.
Дети: слово ПУСК
Логопед вводит на экране слово –раздается звук взлетающей ракеты.
Зрительная гимнастика.
Логопед предлагает посмотреть в воображаемый иллюминатор (интерактивная доска) и нарисовать глазами звезду.
Гимнастика для глаз «Звезда» Дети следят за указателем мышки только глазами. Не поворачивая головы.
Активизация и обогащение словаря Воспитатель : Дети, а Вы знаете, как называется явление когда идет звездный дождь?
Ответы детей. (звездопад)
Работа над сложными словами.
Логопед: Какое красивое слово, как Вы думаете, из каких двух слов оно состоит?
Ответы детей. (Звезда и падать.)
Логопед: А какие подобные слова, состоящие из двух слов, вы знаете? Подбирают слова (камнепад, снегопад, водопад, листопад).
Актуализация и расширение знаний детей о планетах Солнечной системы.
Воспитатель : Мы летим по солнечной системе! А какие планеты Вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель Смотрите, перед нами красная планета. Кто-нибудь знает, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель : Эта планета называется Марс. Недавно учеными было установлено, что на этой планете есть жизнь.
Воспитатель : - А как вы думаете, как бы назывались жители этой планеты?
Ответы детей.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: И вполне вероятно, что они разговаривают на том языке, которому я Вас сейчас научу. Дети повторяют за логопедом слова:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бени
Рики-таки
Шурба-урба
Синти-бряки
Дэо-дэо-шахмадэо, вац.
Экспериментальная деятельность.
Обогащение знаний детей о поверхности Марса.
Воспитатель : На Марсе есть русла рек, ледяные вершины и самые высокие в Солнечной системе кратеры вулканов.
А вы хотели бы увидеть извержение вулкана?
Ответы детей.
Воспитатель : Сейчас я вам его покажу, мне нужен помощник.
Воспитатель : Нам понадобится сода, лимон, лимонная кислота и вода.
Воспитатель с помощью ребенка проводит эксперимент.
Звуко-буквенный анализ слова. Тренировка графических навыков.
А такими бывают вулканы на земле. Демонстрация фотографий вулканов.
Логопед: - Чтобы вы лучше запомнили это слово, возьмите свои бортовые журналы, космические карандаши и запишите это слово.
Дети записывают в тетради слово «вулкан» и делают звуко-буквенный анализ слова
Физминутка.
Воспитатель : Вот какие молодцы! Посмотрите в иллюминатор, как там красиво. Я приглашаю Вас в открытый космос. Но в космосе невесомость, и для того чтобы Вас не потерять, я привяжу Вас к себе за космические веревочки. Ловите!
Знакомство с музыкальной композицией. Использование ИКТ. Чтение.
Воспитатель : - Раньше люди могли только мечтать о полете на Марс и даже пели об этом песни.
Звучит отрывок из песни «А на марсе яблони цветут».
Воспитатель : - А представляете, я недавно узнала, что на Марс уже готовится экспедиция. Может быть когда-то и вы отправитесь в такое путешествие. Хотите поиграть в игру «Что возьмем с собой на Марс»?
Дети играют в компьютерную игру «Шаг за шагом». «Что написано?» на интерактивном экране
Звучит сигнал информирующий о возвращении на Землю.
Воспитатель : Ну вот, друзья, на нашей ракете заканчивается запас топлива и кислорода. Нам пора возвращаться на Землю. Ремни пристегнуты?
Логопед: А чтобы вернуться, мне нужно ввести точные координаты.
«Географическая матрешка». Рефлексия.
Воспитатель : На какую планету мы возвращаемся?
На какой материк? Как называется наша страна? Какой город? Какая улица?
Дети называют планету, материк. Страну, город, улицу и дом куда им нужно вернуться.
Воспитатель : Приготовили моторы. Счет по порядку: 1,2,3,4,5,6,7,8
,9,10. Вот мы и приземлились
Воспитатель : Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? А как Вы думаете, мы сдали экзамен? А кто лучше всех сегодня себя проявил? А кто старался, но у него немного не получилось? А кто из вас очень старался, но у него совсем не получалось?
Дети и оценивают себя и берут соответствующие звездочки: те дети, которые считают что справились отлично берут зеленую звездочки, те кто испытал некоторые сложности – желтую, дети которым было сложно и не интересно – красную.
Продуктивная деятельность.
Логопед: Ребята, а я предлагаю украсить небо вашими звездами.
Дети приклеивают звездочки к нарисованному небу.
Сюрпризный момент.
Входит Гном-Астроном.
Гном-Астроном : - Я внимательно наблюдал за вашим путешествие в свой телескоп и видел какие вы молодцы. Поздравляю, вы все приняты в мою школу! На память я решил подарить вам вот эти звездолеты.
Вручение подарков.