Виктория Воронина
Конспект занятия учителя-логопеда по автоматизации звука [л] «Дикие животные в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук Л в словах, чистоговорках
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук Л в словах, чистоговорках;
-закреплять навыки согласования существительного с числительным;
-закреплять навык дифференцировать диких и домашних животных;
-закреплять знания о диких животных России, их особенностях, привычках.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух;
-развивать артикуляционную моторику;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать речевое дыхание;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные. В мире животных
- Животные. Конспекты по обучению грамоте
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Конспекты по обучению грамоте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
-развивать грамматический строй;
-развивать высшие психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля;
-воспитывать положительное отношение к занятию;
-воспитывать желание заботиться о природе (лесе и его обитателях).
Материалы и оборудование: мягкая игрушка зайчик, изображение буквы Л, артикуляционный профиль Л, изображения животных России, изображение осеннего леса, кубики,массажные мячики Су-Джок, вата, Д/ И: «Накорми белочку», «Лоскутное одеяло». «У Белоснежки в лодке», речевой материал для автоматизации Л.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в осенний лес. Интересно: что нас там ожидает?
Артикуляционная гимнастика
(«Улыбка-хоботок- оскал», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Метелка», «Блинчик», «Иголочка», «Маляр», «Болтушка»).
Дыхательная гимнастика (Вертушки, «Парашютист»).
(Логопед выставляет иллюстрацию осеннего леса) :
-Посмотрите. Как красиво в осеннем лесу! Деревья оделись в красочные, разноцветные одежды. Светит солнце- оно уже не такое яркое, как летом. Еще щебечут птицы. Они ловят последние солнечные деньки, греясь в солнечных лучах. Созрели ягоды, грибы. Осенний лес рад приветствовать своих гостей, он и накормит, и даст отдохнуть, если устал. Ребята, а как надо вести себя в лесу : что можно делать, что нельзя? (Ответы детей). Правильно, в лесу нельзя ломать ветки, топтать грибы, жечь костры ит. д.
-В осеннем лесу живут многие животные : птицы, насекомые, звери. А каких диких животных вы знаете, тех, что живут в России?
Дидактическая игра «Цепочка слов»
(дети по очереди называют по одному животному, пока не закончатся варианты, логопед выставляет иллюстрации с изображением диких животных.
- Совершенно верно, в наших лесах живут медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, дикий кабан, олень, еж, ласка. Ребята, к нам в гости пришло одно из этих животных : зайчик (показывает игрушку-зайца). Он хочет с вами подружиться, ему очень интересно: как вы занимаетесь, он никогда не был на занятии у логопеда : какой звук мы сейчас учимся правильно выговаривать? (Логопед выставляет изображения буквы Л и артикуляционного профиля Л). Зайчик не знает как его выговаривать. Давайте расскажем ему это и покажем. (Ответы детей).
-А сейчас давай те поиграем: я буду давать каждому из вас карточки с животными, а вы будете их считать вот так : один заяц, два зайца, пять зайцев (логопед дает карточки с животными, в названии которых есть Л: волк, белка, лось).
Логопед (показывает карточку с белкой) : смотрите: что-то белочка у нас очень грустная. Наверное, голодная. Давайте ее покормим!
Дидактическая игра «Я кормлю белочку…» (автоматизация Л).
-Ребята, зайчику интересно: знаете ли вы, что дикие животные сейчас готовятся к зиме? Он спрашивает: что с ними происходит в это время? (Ответы детей).
- Правильно, многие животные меняют свои шубки : например, заяц и ласка меняют коричнево-бурые шубки на белые, чтобы их не видно было на снегу, а белка- рыжую на серую. А у лисы цвет меха не меняется- ее мех просто становится более пушистым и удлиняется.
-А как проводят животные зиму : все одинаково? (Ответы детей). Верно: часть животных в конце осени, когда наступают холода, ложится в спячку. Это медведь, еж, енот и различные мелкие грызуны: мыши, хомяки, лягушки и др.
-Ребята, зайчику очень приятно. Что вы знаете о повадках и привычках лесных животных. Покажем ему как мы хорошо выговариваем звук Л?
Дидактическое упражнение «Чистоговорки» :
Дети шагают через расставленные кубики, одновременно проговаривая фразы с Л:
Ла-ла-ла-ла-лежит длинная игла.
Лой-лой-лой-лой- буду шить иглой.
Лл-лу-лу-лу-потеряла я иглу.
Лой-лой-лой-лой- осторожен будь с иглой.
Лу-лу-лу-лу- я везде ищу иглу.
Лу-лу-лу-лу-на полу нашел иглу.
-Ребята, один из лесных жителей- ежик. Давайте поиграем в ежей.
Самомассаж массажными мячиками Су-Джок «Бегал ежик по дорожке» :
Бегал ежик по дорожке,
У него устали ножки (дети катают мячики между двумя ладонями по кругу,
Он катился и катился (продолжают катать)
И в правую ручку закатился (сжимают мячик в кулаке правой руки,
Он катилс и катился (катают между ладонями)
И в левую ручку закатился (сжимают в левой руке,
Бегал ежик по дорожке,
У него устали ножки, Он катился и катился (катают мячик по кругу)
И на правое ушко закатился (катают мячик по правому уху,
Он катился и катился (катают между ладоней по кругу)
И на левое ушко закатился (катают по левому уху).
-Ребята, я предлагаю приготовить подарок Зайчику. Грядет зима, наступают холода. Давайте сделаем теплое одеяло из лоскутков для него.
Дидактическая игра «Лоскутное одеяло» :
Дети по очереди выкладывают фрагменты «одеяла» (с картинками н автоматизацию Л) на шаблон одеяла. При этом проговаривают автоматизируемые слова).
-У нас есть красивая лодочка, а в ней сидит девочка Белоснежка. Она предлагает покатать животных на лодочке.
Дидактическая игра «Кто плывет в лодке с белоснежкой?
На столе- игровое поле: лодка с Белоснежкой, рядом- картинки с изображениями лесных животных со звуком Л в названии. Дети «сажают» животных в лодку, произнося: «В лодке с Белоснежкой -белка… и т. д.).
-Ребята, скажите: а кто из этих животных живет в лесах России? (ответы детей).
Физминутка «Тарарам» :
(Дети совершают движения по тексту)
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем-
Мы танцуем тарарам, помогайте дружно нам!
Руку левую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немного потрясем,
Мы танцуем тарарам, помогайте дружно нам!
(далее можно перечислять ногу правую, руку и ногу правые и т. д. - сколько нужно).
Дидактическая игра на развитие обобщения на тему «Ферма и лес» :
(На столе-игровое поле с изображениями фермы и леса и карточки с домашними и дикими животными. Предлагаем детям одних животных отправить в лес, других- на ферму.)
-Ребята, вы большие молодцы. Зайчику было очень интересно узнать: как живут дети в городе. Но теперь ему пора уходить к себе домой- в лес. Он рад, что вы так много знаете о лесных животных, и что вы понимаете, как нужно вести себя в лесу, что лес и его жителей человек должен защищать, оберегать. Зайчик прощается с вами и считает, что вы теперь сможете приезжать к нему в гости, когда выберетесь отдохнуть в лес, на природу с мамами и папами.