Ирина Гурова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать произношение звука [ш] в слогах со стечением согласных, в словах с данным типом слогов, предложениях.
- Развивать простые и сложные формы фонематического анализа: учить выделять звук из ряда, на фоне слога, слова; умение определять место заданного звука в слове. Упражнять в чтении слогов со стечением согласных.
- Продолжать формировать навыки синтаксического анализа.
- Упражнять в составлении предложений с предлогами "на", "в", "около", "под", "перед", "за"; с наречиями «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
- Продолжать развивать речевое дыхание: формировать длительный плавный выдох.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, ориентировку в пространстве.
- Способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога.
Материал:
игрушки: медвежонок (би-ба-бо, мышка, лягушка, кошка, ракушка, грузовик, сумка, бабочки; пособие «Каруселька» (комплекс артикуляционной гимнастики); морские камешки; материал к игровому упражнению «Змейка Шипа ползёт в лес»; дидактическая игра «Наведи порядок»; материал для составления схемы предложения.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики.
Проводится пальчиковая игра «Мишка весной»:
Бурый мишенька зимой:
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Крепко спал в своей берлоге.
(Ладошки положить под щеку.)
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся.
(Поднять руки, потянуться.)
Здравствуй, рыжая лисичка,
Здравствуй, белочка-сестричка,
Здравствуй, серенький волчонок,
Здравствуй, беленький зайчонок
И колючий брат-ежонок!
(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Е. Анищенкова
Логопед сообщает ребёнку, что бурый мишка уже проснулся и сегодня пришёл к нам в гости из весеннего леса. Мама медведица назвала мишку Шалуном. Логопед предлагает ребёнку определить первый звук его имени и сообщает тему занятия: «Сегодня будем вместе с нашим гостем учиться слушать и правильно произносить звук «Ш».
II. Развитие дыхания. Выработка плавного длительного выдоха.
Дыхательная гимнастика «Летающая бабочка».
Логопед: «Посмотри, какие бабочки прилетели к нам! Они летели из леса за мишкой и хотят с нами поиграть»! Логопед предлагает ребёнку выбрать бабочку, положить её на ладошку и подуть на неё так, чтобы она полетела. Упражнение повторяется несколько раз с разными бабочками.
III. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием пособия «Каруселька» (картинки наклеены на рулон от использованного скотча). Ребёнок крутит «карусельку», вспоминает знакомые упражнения по картинкам и выполняет их («Иголочка», «Змейка», «Часики», «Качели», «Футбол», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка»).
IV. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звукового анализа.
1. Игра «Мишка Шалун собирает камешки».
Логопед: «Мишка Шалун сообщил мне, что ему очень нужны камешки. Интересно, для чего? (можно предложить ребёнку подумать). Давай ему поможем. А как ты думаешь, мишка будет собирать камешки в сумку или в машинку? (в машину) Почему?» Далее логопед предлагает ребёнку слушать сначала звуки, затем слоги, и после этого слова.
1) Когда услышишь звук «Ш», положи мишке камешек в машину: д, р, ш, п, ш, л, к, т, х, ш…
2) Теперь слушай слоги. На каждый слог со звуком «Ш» клади камешек в кузов: ам, ош, ко, шу, мы, ши, ла, аш…
3) Теперь слушаем слова. Если услышишь слово со звуком «Ш», сразу положи в машину камешек: шуба, лук, каша, утюг, мышь, лопата, кошка и т. д.
2. Игра «Помоги мишке Шалуну навести порядок»
Логопед объясняет ребёнку, что мама медведица дала мишке задание – навести порядок в шкафу. На первой полке должны лежать те предметы, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, на второй – в середине, на последней – в конце.
Задача ребёнка – разложить все предметы по полкам – помочь мишке Шалуну.
V. Произношение звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Развитие грамматического строя речи, зрительного восприятия, пальчиковой моторики.
1). Игра «Змейка Шипа ползёт в лес».
Логопед: «У мишки Шалуна в лесу есть друзья. Друзья всегда помогают друг другу. Вот и мишка хочет помочь змейке Шипе доползти до леса. Снег растаял, в лесу мокро. Вот нам сейчас и пригодятся камешки! Давай вместе с мишкой будем читать слоги и выкладывать камешки, чтобы Шипа доползла до своей норки в лесу».
2). Игра «Кто где?».
Логопед: «У мишки есть ещё друзья. Хочешь узнать, кто это? Я назову несколько слов, а ты повтори только слова со звуком «Ш»: волк, мышка, корова, лягушка, собака, кошка. Правильно, это мышка, кошка и лягушка. (ставит на стол игрушки). А что же несёт с собой лягушка? (ракушку)».
Логопед расставляет игрушки и задаёт вопросы об их расположении: «Кто справа?» «Кто слева?» «Кто в центре?» «Кто впереди?» «Кто сзади?» Ребёнок сначала называет игрушки (отвечает одним словом, затем составляет предложение: «Мышка справа от лягушки» и т. п.
3). Игра «Куда спряталась лягушка?»
Логопед предлагает поиграть с лягушкой и ракушкой. Даются задания на закрепление понимания и употребления всех предлогов пространственного значения. Вначале логопед просит ребёнка расположить лягушку на ракушке (в, за, под, над, около, перед). После этого лягушка «сама перемещается» и задачей ребёнка является составление предложения, например, «Лягушка сидит на ракушке». «Лягушка спрыгнула с лягушки». Проводится анализ предложения «Лягушка спит в ракушке»:
- Какое первое слово в этом предложении?
- Какое второе слово?
- Какое третье слово?
- Есть ли ещё слова в этом предложении?
- Сколько всего слов в предложении? Назови третье (1,2, 4) слово.
Ребёнок составляет схему предложения.
VI. Развитие мышления, навыков чтения.
Игровое упражнение «Прочитай словечко». Логопед предлагает ребёнку поставить каждую букву на своё место и прочитать слово.
Используется материал развивающей игры «Расшифруй слово». После этого открывается картинка.
VII. Подведение итогов деятельности.
Логопед: «Вот и закончились наши игры с мишкой Шалуном и его друзьями. Кого из них ты запомнил? Какие игры тебе понравились? Что у тебя хорошо получилось? А что было трудно?» Отмечаются успехи ребёнка. Логопед предлагает выбрать наклейку в подарок.