Анна Шабанова
Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми подготовительного к школе возраста с ТНР по лексической теме «Осенняя пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень».
Цель: развивать представления об окружающем мире - расширять знания детей об осени
Коррекционно - образовательные:
- расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «осень»;
- активизация и уточнение словарного запаса по лексической теме;
- совершенствование умения употреблять предлоги «на», «под», «за», «из-за», «около»;
Публикация «Конспект занятия учителя-дефектолога с детьми подготовительного к школе возраста с ТНР по лексической теме „Осенняя пора“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- развитие пространственной ориентировки на плоскости ( координаты: «справа»-«слева», «вверху»-«внизу», «посередине»);
- развитие элементарных математических представлений: закреплять умение счета в пределах 5, соотнесения числа и цифры.
- совершенствование навыка составления вопросительных предложений
Коррекционно - развивающие:
- развитие мышления, памяти, общеречевых навыков;
- развитие логического мышления (классификация предметов по заданному признаку, исключение «лишнего» предмета из ряда, отгадывание загадок).
- развитие произвольное внимание, зрительное восприятие
- развитие зрительной памяти, игра «Что пропало?»
- развитие силы и длительности выдоха;
- развитие мелкой и общей моторики;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание активности и самостоятельности;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в природе осенью,
Рассматривание иллюстраций, беседы,
Чтение рассказов и стихов о временах года
Оборудование: проектор, экран, картинки по временам года, листочки деревьев, вырезанные из бумаги, карточки с изображением листьев от деревьев, кастрюля, муляжи фруктов, карточки с цифрами и фруктами, конструктор.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Добрый день, ребята. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
2. Основная часть
• Актуализация знаний
Послушайте внимательно стихотворение:
Угадайте, что за время:
На деревьях желтый лист.
Снова клином улетают
Стаи перелетных птиц.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (Об осени). Правильно, об осени. Сегодня на занятии мы будем говорить об осени.
- Сейчас осень. Какое время года было перед осенью? (лето) Какое время года будет после осени? (зима)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Какой сейчас месяц? (октябрь)Какой он по счёту? (второй) Сколько всего осенних месяцев? (три)
- Молодцы. Вы хорошо запомнили осенние месяцы.
А теперь, вам нужно среди картинок найти картинки, на которых изображена осень.
- По каким признакам вы определили, что здесь изображена осень? (На деревьях желтые листья, люди одеты тепло, лужи на дорожках, птицы собрались в стаи)
• Сравнение по высоте и ширине
- А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. А для этого сделаем волшебные движения: три поворота.
Присаживайтесь к волшебному экрану.
1 слайд
- Здесь много деревьев. Давайте назовем, какие деревья вы видите (дуб, береза, клен, рябина).
Какое дерево самое высокое (береза? Какое дерево самое низкое (рябина? У какого дерева самый широкий ствол (дуб? У какого дерева самый узкий ствол (рябина?
- Скажите, ребята, какие изменения происходят с деревьями осенью? (листья желтеют, краснеют и опадают) А что происходит с животными осенью? (они делают запасы, линяют, меняют свой окрас, ложатся в спячку)
Посмотрите снова на волшебный экран и увидите там животных.
2 слайд
Кого вы здесь видите? (лиса, еж, белка, синица, заяц)
- Скажите, какое дерево вы здесь видите? (дуб) Где находится белка? (на дубе) Где находится еж? (под дубом) Где сидит заяц? (за дубом)
Кто находится в верхнем левом углу? (синица) Что находится в нижнем правом углу? (мухоморы) Что находится в нижнем левом углу? (елка) Где находится лиса по отношению к елке? (справа от елки)
• Дыхательное упражнение
- В лесу поднялся ветер. Давайте мы с вами поиграем в ветер. Будем дуть на листики,. (Дети делают вдох носом и выдыхают через рот, сдувают с ладошки листики)
• Игра «Что пропало?»
Осыпалось много листьев. Давайте мы назовем, какие называются листья, которые упали с деревьев. (кленовый, дубовый, рябиновый, березовый, осиновый)
Ветер подул и спрятал один листочек. Попробуйте вспомнить, какого листика не хватает.
• Физ. минутка
Листья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят
(волнообразные движения руками вниз)
Будто опять закружиться хотят
(поднимаются на носочки, кружатся).
• «Осенний компот»
- Осень очень щедрая на урожай. Я тоже собрала урожай фруктов. Из, которых мы приготовим компот. У меня есть рецепт компота. Возьмите карточку. Назовите сколько и чего вам нужно положить в кастрюлю.
• Пальчиковая гимнастика
- А сейчас мы приготовим суп из овощей. А помогут нам ваши ручки и пальчики.
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
• Игра «4ый лишний»
- Много фруктов и овощей дарит осень нам. Давайте посмотрим на экран.
3 слайд, 4 слайд, 5 слайд
Назовем фрукты и овощи. Попробуйте определить какой фрукт или овощ лишний. Объясните свой выбор.
На экране появляются изображения. Дети находят лишнее, объясняя свой выбор.
• Гимнастика для глаз
- Чтобы глаза отдохнули, сделаем гимнастику:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
• Конструирование из геометрических фигур
- Давайте вспомним, каких животных вы видели сегодня на экране в осеннем лесу (лиса, еж, заяц, белка) Сейчас вы сделаете изображение любого из этих животных из знакомых геометрических фигур. Образцы можно посмотреть на экране.
6 слайд
Заключительная часть
Вы все очень постарались. Наше занятие подошло к концу.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности?