Альфия Сафиуллина
Конспект занятия «Соль и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.
Задачи:
1. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом.
2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
3. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
Оборудование: Кукла «Незнайка», коллекция соли, ложки по количеству детей, свеча, пробирка, вода, соль в солонке, яблоко, огурец.
Публикация «Конспект занятия „Соль и её свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, под музыку входит кукла «Незнайка».
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я только что прилетел с Луны. А куда это я попал?
Воспитатель: Ты попал в детский сад.
Незнайка: А где находится ваш детский сад, в каком городе?
Дети: В городе Нижневартовске, детский сад №71 «Радость».
Незнайка: Знаете, я пока летел к вам с Луны, так проголодался, может быть вы меня покормите, пожалуйста.
Воспитатель: Пожалуйста, присядь, Незнайка. Вот есть яблоко, конфета, а ещё полезный овощ - огурец, вот и соль, можно посолить.
Незнайка: Соль, А что такое соль?
Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает, что такое соль. Давайте сейчас мы ему расскажем и покажем ему все, что знаем про соль. Покажем опыт с солью. А ты Незнайка к ребятам присаживайся и внимательно слушай, смотри и запоминай.
Воспитатель: Ребята, расскажите какая соль?
(Белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу.)
Незнайка: Да, это я знаю. Я, когда летел с Луны, видел у вас в лесу на земле
много соли, а в городе мало. Наверное, вы съели её.
Воспитатель: Ребята, разве Незнайка мог видеть так много соли в лесу? Наверно ты, что-то напутал? Что мог видеть в лесу Незнайка зимой в большом количестве на земле?
Дети: Ты видел в лесу на земле - это снег.
Незнайка: Но вы же сами сказали, что соль белая и чем же она отличается от
Снега?
(Снег бывает зимой, а соль всегда, снег нельзя есть, а соль можно.)
Незнайка: На деревьях соль не растёт. С неба не сыплется - откуда её берут?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, откуда берётся соль.
Дети: Её берут в море, люди соль из морской воды добывают, а помогают им могущие насосы солесосы и горячее южное солнце.
Воспитатель: Знаешь Незнайка – эту морскую соль нельзя употреблять в пищу
(Показать.) Она не пищевая. А есть соль для удобрения растений (показать, чтобы они росли здоровыми. Но есть ещё пищевая соль, которую употребляют в пищу. Но её нельзя употреблять в больших количествах, а то будут слабыми кости организма.
Воспитатель: Давайте загадаем Незнайке загадки о солее:
В воде родился, воду боится?
Белый камень в воде тает?
Ребята, почему соль воду боится? (Ответы.) А вот сейчас с помощью опыта, мы проверим. Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают халаты, занимают места.)
Опыт №1
Воспитатель: Если явозьму стакан с водой и опущу ложку с солью в эту воду. Как вы думаете, что произойдёт с солью? (Растворится, будет плавать.)
Давайте проверим. Что же произойдёт? (Воспитатель проводит опыт.)
Дети: Соль растворилась, исчезла.
Воспитатель: А теперь вы проделайте тоже самое. (Дети повторяют и убеждаются в своих высказываниях.) Что теперь соли воде нет? Ребята, скажите Незнайке, есть в воде соль или её нет?
Дети: есть, нет.
Воспитатель: Проверим и узнаем. Возьмите ложки и попробуйте воду – какая вода?
Дети: Солёная
Воспитатель: Значит соль осталась в стакане, в воде, не исчезла, а только растворилась (закрепить слово растворилась).
Воспитатель: Ребята, как вы думает в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Опыт №2
На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной.
Воспитатель: Ребята,положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешивают. Где соль растворилась быстрее?
(Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода.)
- А можно по другому проверить исчезла соль в воде или нет. Хотите узнать? (Да.) Для этого вы все подойдите к моему столу. Для опыта понадобится
спиртовка, какое правило, мы знаем при работе с огнём? (дети рассказывают) значит, опыт буду показывать я, а вы наблюдать. Итак, спиртовка заменит нам солнце и нам нужна пробирка с соленой водой, какое есть правило работы со стеклом (дети рассказывают). Попробую нагреть эту воду, что же может произойти?
Дети: Вода будет кипеть, нагреваться.
Незнайка: А ничего не будет происходить.
Воспитатель: Давайте проверим! (Нагревает.)
Опыт №3
- Ребята, вы замечаете изменение,
- Смотрите внимательно. А Незнайка говорил, что ничего не изменится
Что же получилась? – на стенке пробирке появился белый налёт.
Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это появилась соль
Воспитатель: Правильно. Незнайка, ты убедился, что воде соль есть?
Воспитатель: Ребята мы знаем, что соль кладут в пищу, чтобы она была вкуснее. А если переложить соль, вкусно будет или нет? Давайте проверим и покажем Незнайке опыт?
Опыт №4
У каждого на столе лежит две половинки огурца. Дети сыплют на них соль но разное количество и проверяют результаты работы, пробуя. Убеждаются, половинка, где сверху много соли есть невозможно, а где немного соли сверху вкусно.
Воспитатель: Вот, ребята, мы провели опыты и что же вы можете сказать про соль?
Дети: Она белая, без запаха, в воде растворяется, не исчезают, а остается в воде, можно получить её вновь, если кипятить, нельзя много соли класть в продукты, разный вид соли имеет своё значение.
Воспитатель: А ты, Незнайка теперь понял что такое соль?
Незнайка: Да, спасибо, что вы рассказали мне про соль, я теперь знаю, что она бывает разная: лечебная, пищевая и что она имеет цвет, растворяется в воде, не исчезает. Мне было интересно побывать с вами в лаборатории. Я хочу подарить вам игру “Полезная – вредная пища”, я думаю, она вам тоже понравится, и вы узнаете о полезной пище. Ну мне пора прощаться, я обязательно расскажу своим друзьям о том что сегодня узнал. Спасибо.
Воспитатель: И тебе спасибо за подарок. Мы обязательно поиграем в эту игру.
(Незнайка уходит, а дети рассматривают новую игру.)