Эльмира Хаперская
Конспект занятия «Свойства волшебной соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширять познавательный интерес детей, творческое воображение, мышление.
Познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами ее использования.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Обогащать словарь, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культуры ее потребления.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы,
Публикация «Конспект занятия „Свойства волшебной соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, халаты, баночки с солью и сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, скатерть, стеклянная ваза, лупы, воронка, гуашь, мешочки с солью, горохом, с семечками и орехами.
Ход НОД
Дети, послушайте, я загадаю вам загадку:
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?
Ответ детей (соль)
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт
Ответ детей (сахар)
В. Перед вами на столе стоит два стакана, с солью и с сахаром. Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль?
Д. соль белая, сахар белый, они одинакового цвета.
В. Понюхайте, что вы можете сказать про запах?
Д. Соль без запаха и сахар без запаха.
В. А какие эти вещества на ощупь?
Д. На ощупь соль и сахар шершавые, твердые, сыпучие, рассыпчатые, мелкие.
В. Правильно, все эти качества сахара и соли одинаковые. А чем отличается соль от сахара?
Д. Соль соленая, а сахар сладкий.
В. А как вы узнаете, что соль соленая, а сахар сладкий?
Д. Нужно попробовать.
Давайте попробуем на вкус.
В. Отличается ли соль от сахара по вкусу?
Д. Да
В. Итак, мы определили, что в одном стаканчике соль, а в другой сахар, которые не имеют запаха, которые белого цвета, рассыпчатые и твердые.
В. А давайте возьмем лупы и рассмотри соль поближе. Дети, что вы модете сказать о форме соли?
Д. Соль состоит из маленьких кристаллов.
В. А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного?
Д. Да.
В. Подойдите поближе, посмотрите:
Воспитатель показывает презентацию «Волшебная соль».
Презентация:
2)Так что же такое соль? Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу. Соль - самая древняя из специй. Специи- это вещества, растительного происхождения и их смеси, предназначенные для улучшения вкусовых и ароматических качеств приготавливаемых продуктов питания и готовых блюд
3) Какие виды соли бывают? На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, ее мы используем в приготовлении пищи, а также крупная и мелкая.
4) Соль добывают двумя способами.
Первый способ выпаривания морской воды. Этот способ самый простой и самый древний (который был очень давно, так соль добывали много-много лет назад. Специальные бассейны, залит морской соленой водой, под прямыми лучами солнца вода со временем испаряется и на поверхности остается соль, которую собирают люди.
5) Второй способ. Для него используются соляные шахты. Специальные машины рубят слои солевых залежей под землей, а затем уже на поверхности мельницы перемалывают ее до нужного размера.
6) Соль- это наша жизнь.
Соль жизненно необходима для человека, равно как для всех прочих живых существ. Например, в лесу, для животных оставляют соль специально, чтобы те могли получать полезные вещества.
Соль обладает обеззараживающими и полезными свойствами, которые используется в медицине. Например, при насморке, ваши мамы промывают ваши носы солевыми растворами, а при боле в горле поласкают его. Так же, используются солевые ванны, и массажи с использованием соли.
Соль используют для очистки воды.
Соль используется для консервирования продуктов питания. Ваши мамы и бабушки готовят заготовки на зиму, таким образом, продукты долго хранятся и не портятся.
7) Но все мы слышали, что соль вредна, большое количество соли в организме оказывает плохое влияние.
8) Дети, вы узнаете сказку? (Да).
О чем она?
Д. О том, как вся соль закончилась.
В. Правильно.
В. Дети, а кто может вспомнить поговорки про соль?
9) Д. Без соли, без хлеба – худая беседа.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!
Хлеб да соль - всему голова.
В. Молодцы, вы все правильно сказали. Дети, а ещё соль - волшебница.
Давайте мы с вами в этом убедимся.
А для этого нам нужно превратиться в «учёных», давайте пройдем к нашим рабочим местам и наденем белые халаты. (дети надевают белые халаты и занимают места у столов). Все готовы (да). Все помнят правила поведения в лаборатории? (Да) И для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка одного цвета, в которых находятся соль, семечки, горох, орехи. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.
Опыт 1.«Растворение соли»
- Перед вами 2 стакана с водой и пищевая соль, которую мы используем в пище. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Что стало с солью? (Соль растворилась).
- Что стало с водой? (Вода осталась прозрачная).
- Какая вода теперь на вкус? (Вода стала соленая).
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим быть поварятами, приготовим вкусную капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту режем-режем,
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы морковку трем-трем,
(растирание левой ладони правым кулачком)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.
Опыт 2.«Плавающее яйцо»
- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная. В соленую воду, добавьте еще две ложки соли и не перемешивайте. Теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит?
Выслушивает ответы детей.
Д. Яйцо в простой воде утонуло. А в соленой воде яйцо всплыло.
Делают совместный вывод.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Опыт 3. «Лавовая лампа»
У вас на столе стоит еще один стакан с чистой водой, налейте в стакан масло. Что мы видим?
Д. Что масло осталось на поверхности.
В. Как вы думаете, почему масло осталось на поверхности?
Д. Потому что масло легче воды.
В. Правильно, масло осталось на поверхности. Теперь возьмите щепотку соли и посыпьте масло. Что мы с вами видим?
Д. Капли масла опускаются на дно, потому что соль тяжелее воды.
Вывод: масло опускается на дно, потому что, соль тяжелее масла и частицы соли захватывают частицы масла на дно, но когда соль раствориться в воде, то частицы масла вернуться на поверхность воды.
Опят 4.«Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Дети, перед вами тарелка с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
- Давайте, теперь применим это волшебное свойство соли для изготовления красивой соли. Для этого нам необходимо окрасить соль в различные цвета с помощью гуаши. Затем просушить ее, растолочь и засыпать в красивые емкости с помощью воронок.
Воспитатель показывает технологию окрашивания соли.
- Теперь окрашенную соль необходимо просушить, но это займет время, поэтому, я уже приготовила для вас сюрприз. Откройте коробочки и посмотрите, какая красивая у нас с вами должна получиться соль. И Я вам предлагаю, эту соль засыпать в стеклянную баночку и посмотреть, что у нас получится. А соль, которую мы сейчас окрасили, вы сможете использовать потом для изготовления новых поделок.
Дети засыпают соль в емкость.
- Смотрите, какая у вас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится? (Да).
Дети, вам понравилось в лаборатории и эксперименты с солью?
(Да)
- Что нового вы узнали о соли?
(Что соль необходима людям)
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.