Азизе Заирова
Конспект открытого занятия с приоритетом поисково-исследовательской деятельности «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ЖАР-ПТИЦА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект открытого занятия с приоритетом поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебный сундучок»
Подготовила:
Заирова А. А.
г. Симферополь, 2024г.
Цель: расширить знания детей о свойствах воды, песка, глины.
Публикация «Конспект открытого занятия с приоритетом поисково-исследовательской деятельности „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Образовательные:
- уточнить представления детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;
- расширять словарный запас детей по теме;
Развивающие:
- развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности,
- развивать творческое мышление и фантазию в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
-воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту);
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
ИКТ, глобус, одноразовые, прозрачные стаканчики, одноразовые тарелки, пластиковые контейнеры, салфетки, молоко, деревянные кубики, монеты, камни, палочки счетные, соль, глина, песок, сосуд с водой, сундук, письмо, сувениры в виде глобуса, набор для опытов.
Предварительная работа: чтение произведения Ю. Измайлова «Караван»; беседа с детьми о воде, песке, глине; чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»; разучивание стихотворения Рыжовой А. И. «Вы слыхали о воде?», проведение отдельных опытов с водой; знакомство с материками, океанами. знакомство с обитателями Черного моря; изготовление модели «Морское дно»; разучивание пальчиковых игр, физминуток; знакомство с пословицами, связанными с водой; просмотр видео, мультфильмов и презентаций о воде, песке, глине; просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», изготовление фигурок из глины.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I часть:
Дети входят под музыку. (слайд 1)
Воспитатель: Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте, поздороваемся (дети здороваются)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в краю одном -
Всех мы вас приветствуем!
Воспитатель: (показываю на экран) (слайд 2)
Ребята, смотрите, сундук плывет! Как вы думаете, как он сюда попал?
Дети: корабль потерпел крушение и сундук поплыл по морю.
Почему он не тонет?
Дети: потому – что сундук деревянный, а дерево в воде не тонет.
Воспитатель: Давайте, мы это проверим. Пройдите, пожалуйста, к столам.
Опыт № 1 «Тонет – не тонет»
Воспитатель: Нам нужно определить, какие предметы плавают, а какие тонут. Мы сейчас проведем эксперимент.
Воспитатель: У вас на столах есть прозрачные ведерки, тарелочки, а в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.
Воспитатель: Берем первый предмет (монетка) опускаем в воду.
Воспитатель: Что произошло с монеткой?
Ответы детей: Она утонула.
Воспитатель: Берем второй предмет (деревянный кубик) опускаем в воду.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Кубик не тонет в воде, а плавает.
Воспитатель: Берем камешек, опускаем в воду. Что произошло?
Дети: камешек утонул.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод.
Дети: Можно сделать вывод, что камень и монетка в воде тонут, а деревянный кубик не тонет.
Воспитатель: Так вот почему сундук не утонул.
(подхожу к сундуку) (слайд 3)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда! Сундук оказался в нашей группе, видимо, море его выбросило. Давайте посмотрим, что в нем? (достаю письмо) Тут письмо, прочитаю, что же там написано? (читаю письмо) (слайд 4)
Пишет вам капитан Врунгель: «На мой корабль напали пираты. Помогите мне, пожалуйста, выбраться из плена. В сундуке я посылаю вам предметы. Если вы о них расскажете, пираты меня отпустят.»
Воспитатель: Ну что, поможем капитану?
(открываю сундук, достаю сосуд с водой)
Воспитатель: Ребята, что находится в сосуде? (вода)
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для растений, вода нужна для жизни людей, животных. Вода нужна для приготовления пищи. Вода нужна, чтобы люди стирали вещи и умывались.
Воспитатель: Мы учили с вами стихотворение о воде, расскажите его. (дети читают стихотворение А. И. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»). Слушайте внимательно, кого я попрошу, тот продолжит.
Вы, слыхали, о воде?
Говорят, что я везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
Воспитатель: Действительно, без воды нам не прожить, без нее не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. Давайте, вспомним пословицы о воде и расскажем их.
Дети: Под лежачий камень вода не течет.
Дважды в одну воду не входит.
Вода камень точит.
Воспитатель: как вы ее понимаете?
Как с гуся вода
Не зная броду, не лезь в воду
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Воспитатель: Как вы ее понимаете?
Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
Воспитатель: Хорошо, пословицы мы с вами вспомнили. Ребята, скажите, какая бывает вода?
Дети: Мутная, чистая, грязная, прозрачная.
Воспитатель : Давайте мы проверим, прозрачная ли вода? Проходите за столы.
Опыт № 2. На определение прозрачности воды.
Воспитатель: Перед вами стоит два стакана. В олном налито молоко, в другом- вода. Возьмите ложку и положите ее в стакан с молоком, что вы видите?
Дети: ложку не видно.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому - что молоко не прозрачное, оно белое.
Воспитатель: А теперь положите другую ложку в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: мы видим ложку в воде.
Воспитатель: Значит вода, какая?
Дети: вода прозрачная.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, поэтому сквозь него предметы не видны.
Воспитатель: Скажите, где мы в природе можем встретить воду?
Дети: В океане, море, реке, луже, водопаде, озере, вода есть в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете моря?
Дети: Черное, Азовское, Северное, Карибское, Средиземное, Баренцево, Японское, Красное, Желтое, Эгейское, Каспийское, Охотское.
Воспитатель: Перечислите, какие вы знаете океаны?
Дети: Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.
Воспитатель: Какой самый большой океан?
Дети: Самый большой Тихий океан.
Воспитатель: Какой океан самый глубокий?
Дети: Тихий.
Воспитатель: Какой океан самый холодный?
Дети: Самый холодный океан - Северный- Ледовитый.
Воспитатель: Почему этот океан так называется?
Дети: Он находится на севере, и в этом океане плавают большие глыбы льда (айсберги)
Воспитатель: Какая вода в море?
Дети: соленая.
Воспитатель: А в реке?
Дети: Пресная, не соленая.
Воспитатель: Как можно понять, соленая вода или пресная?
Дети: Чтобы понять какая вода, нужно попробовать ее на вкус.
Воспитатель: А можно увидеть, что вода соленая?
Дети: Нет, потому что соль растворяется в воде. В море мы не видим соль на поверхности воды.
Воспитатель: Давайте мы с вами это проверим.
Опыт № 3. Растворимость некоторых веществ.
Воспитатель: Обратите внимание на стакан воды и мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в стаканах?
Дети: Соль.
Воспитатель: Возьмите ложечки и насыпьте в стакан соль. Придерживая стакан, перемешайте ее. Посмотрите и скажите, что произошло с солью в воде?
Дети: Соль в воде растворяется
Воспитатель: Осталось ли что – нибудь в воде?
Дети: нет, в воде ничего не осталось.
Воспитатель: Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте сделаем вывод.
Вывод: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: Я вижу, вы немного утомились, давайте отдохнем. Проходите, и становитесь в круг. Я предлагаю вам вспомнить обитателей Черного моря.
Игра- цепочка с мячом «Назови обитателя Черного моря»
Дети: акула- катран, медуза аурелия, медуза корнерот, дельфин афалина, дельфин белобочка, зеленушка, рыба-петух, морской ерш, морской дракон, черноморский краб, сардина, тунец, барабулька, рыба-султанка, рыба-ласточка, скат хвостокол, колючий скат, сельдь, хамса.
Воспитатель: поиграли, молодцы, садитесь на подиум.
(достаю из сундука песок)
Воспитатель: Что это?
Дети: это песок - строительный материал, его добывают в природе. Песок - это очень мелкие песчинки разного цвета, разной формы, разного размера, в песке можно найти мелкие частички металла. Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Песчинки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче.
Воспитатель: Для чего нужен песок?
Дети: Он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, его много на пляже, где любят играть дети.
Воспитатель : Давайте проведем опыт с песком, проходите за столы.
Опыт № 4 «Какой песок»
Воспитатель: У вас на столах есть тарелки с сухим песком. Возьмите палочки, и напишите на тарелках первую букву своего имени, теперь потрясите тарелку. Что произошло с надписью?
Дети: надпись стерлась.
Воспитатель: Почему это произошло?
Дети: Потому что песок сыпучий, сухой и мягкий.
Воспитатель: Можно ли на сухом песке хранить информацию?
Дети: нет
Воспитатель: Какие выводы можно сделать?
Вывод: На песке нельзя хранить информацию. Песчинки ничем не скреплены между собой, поэтому песок сыпуч.
Воспитатель: А теперь возьмите тарелки с влажным песком, напишите первую букву своего имени. Потрясите. Что произошло с надписью?
Дети: надпись на влажном песке сохранилась.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: На влажном песке информация будет сохраняться. Но если песок высохнет, и его потрясти, информация исчезнет.
Воспитатель: Все верно.
Воспитатель: Ребята, займите свои места на подиуме. (достаю из сундука глобус)
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это глобус
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: глобус- это макет, уменьшенная копия Земли.
Воспитатель: Что на нем изображено?
Дети: На нем изображены, материки, океаны, моря, горы и т. д.
Воспитатель: А где мы еще можем увидеть материки, моря, океаны?
Дети: На карте.
Воспитатель: Ребята, я буду вам задавать вопросы. Если вы правильно, то на экране появится ответ. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой материк самый большой по величине?
Дети: Евразия. (слайд 5)
Воспитатель: Что вы знаете о Евразии?
Дети: Евразия омывается четырьмя океанами. Евразия состоит из Европы и Азии. Горы, которые разделяют Европу и Азию называются Уральские. На территории материка расположена Россия. Нужны сутки, чтобы пересечь материк на самолете. Самые высокие горы – Гималаи.
Воспитатель: Назовите самый жаркий материк?
Дети: Африка. (слайд 6)
Воспитатель: Что вы еще знаете об этом материке?
Дети: Африка - второй по величине материк. В Африке находится много пустынь. Самая большая в мире – Сахара. Протекает самая большая река в мире- Нил. В Африке обитают бегемоты, жирафы, зебры, крокодилы.
Воспитатель: Назовите самый маленький материк.
Дети: Австралия. (слайд 7)
Воспитатель: Что вы еще знаете об этом материке?
Дети: самый сухой материк, там нет крупных рек. Самый малозаселенный материк, удаленный. Только в Австралии живут ехидны, утконосы, кенгуру. Воспитатель: Назовите третий по величине материк.
Дети: Северная Америка. (слайд 8)
Воспитатель: Чем еще известен этот материк?
Дети: В Северной Америке раньше жили индейцы. Там много озер и высоких гор. Только в Северной Америке живут скунсы и растет дерево секвойя.
Давайте немного отдохнем
Физминутка
Если мы чуть –чуть устанем
Все тихонько вместе встанем
И похлопаем в ладоши
Раз, два, три, четыре, пять.
В индейцев стали мы играть.
Натянули свои стрелы,
На охоту мы пошли.
Дружно в танце закружились,
И потом домой пришли.
Воспитатель: Занимайте свои места.
Воспитатель: Назовите самый холодный материк?
Дети: Антарктида. (слайд 9)
Воспитатель: Что вы еще знаете об этом материке?
Дети: Самый высокий материк за счет слоя льда. Самый бедный материк по количеству видов животных и растений, потому что самый хололный. В Антарктиду приезжают ученые и проводят исследования.
Назовите материк с большими джунглями?
Дети: Южная Америка (слайд 10)
Воспитатель: Чем еще известен этот материк?
Дети: Там протекает самая длинная река- Амазонка. Расположен один из высочайших водопадов – Ниагарский. Самая длинная и высокая горная цепь – Анды.
Воспитатель: Что же еще есть в сундуке? (достаю глину) Что это?
Дети: Это глина.
Воспитатель: Как можно использовать глину?
Дети: Можно изготавливать глиняную посуду, статуэтки, игрушки.
Воспитатель: Как называется профессия людей, которые делают глиняную посуду?
Дети: Гончары.
Воспитатель: Какая бывает глина?
Дети: Глина бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге.
Воспитатель: Давайте проверим, можно ли на глине хранить информацию. Проходите за столы.
Опыт № 5 «Какая глина»
Воспитатель: Подвиньте к себе тарелки с глиной. Возьмите палочки, и напишите на тарелках певрую букву своего имени. Потрясите тарелку. Что произошло с надписью.
Дети: надпись осталась.
Воспитатель: Можно ли на глине хранить информацию?
Дети: Да, на глине можно хранить информацию
Воспитатель: какие выводы можно сделать?
Ответы детей: На глине можно хранить информацию.
Воспитатель: Проходите на подиум. (достаю из сундука набор предметов для опыта с запиской)
Воспитатель: Что в мешочке? (достаю предметы)
Дети: Бутылка с водой, масло, песок, камни, краситель.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужны эти предметы?
Дети: с ними можно провести опыт.
Воспитатель: Ой, ребята, тут же записка. Давайте прочитаем, что там написано.
(читаю записку)
Капитан Врунгель тоже очень любит делать опыты, и даже прислал нам предметы для его проведения. А ещё тут есть инструкция, как провести опыт. «Если вы все правильно сделаете, у вас получится море». Ну что, давайте, проводить.
Воспитатель: Берем бутылку с водой бросаем камешки в бутылку. А поможет мне Даша и Артем. (дети бросают камни)
Воспитатель: А теперь, насыпаем через воронку песок. Андрей, помоги мне это сделать. (засыпаем через воронку песок)
Воспитатель: Продолжаем. Следующий шаг - залить масло. Помоги мне, пожалуйста, Максим. (заливает через воронку масло)
Воспитатель: И напоследок, нужно добавить краситель. Самира, помоги мне в этом. (засыпает краситель) Теперь закрываем крышку и взбалтываем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получилось настоящее море. Оно останется у нас в группе.
(на слайде появляется Капитан Врунгель)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. (слайд 11)
Воспитатель: Капитан Врунгель вас благодарит. Давайте, вспомним, что мы с вами делали, для того, чтобы освободить капитана? Что вам больше всего запомнилась, понравилось?
Дети: рассказывали стихотворение, проводили опыты с водой, глиной, песком. играли в игру, рассказывали пословицы, говорили о материках, морях, реках.
Воспитатель: Ребята, вы были большие молодцы. Помогли капитану Врунгелю спастись от пиратов. И в память о нашем сегодняшнем приключении у вас останутся эти брелоки. (раздача подарков)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания! (слайд 12)