Наталья Коломийцева
Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Лаборатория песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы
«Лаборатория песка»
Составила и провела воспитатель высшей категории: Коломийцева Н. Н.
Публикация «Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы „Лаборатория песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через поисково- исследовательскую деятельность.
Задачи:
-Способствовать развитию познавательной деятельности, представлений детей об окружающем мире и неживой природе.
-Продолжать совершенствовать продуктивную деятельность с песком, водой посредством опытов, обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка, развивать мелкую моторику рук;
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-Продолжать формировать интерес к поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию.
-Продолжать учить детей создавать композицию цветным песком на бумаге.
-Развивать фантазию и творческие способности;
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность к работе.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, беседа, рассуждение.
Наглядные: приборы для опытов, мультимедийная доска, итерактивная песочница.
Практические: эксперименты с песком, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, работа с интерактивной песочницей, художественно-эстетическая деятельность (аппликация).
Оборудование: емкость с сухим песком, вода, стаканчики, трубочка, ватные диски, одноразовые ложки, тёртый мел, лупа, формочки для песка, воронка, листы бумаги с нарисованными картинками, клей, кисточка, окрашенный песок, влажные салфетки.
Дети заходят в помещение, оборудованное под лабораторию.
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро нашим друзьям!
И доброе утро нашим гостям!
Воспитатель: Ребята, скажите кто такие учёные?
Дети: Учёные – это люди, которые изучают организм человека, насекомых, растения, различные вещества, делают открытия (дети называют фамилии известных им учёных и их открытия).
Воспитатель: Давайте вспомним, где они проводят свои опыты?
Дети: Учёные работают в лабораториях.
Воспитатель: Что они делают в лабораториях?
Дети: В лабораториях учёные проводят исследования, опыты, что-то изучают, делают открытия, которые помогают нам в жизни (пример).
Воспитатель: Правильно. Я сегодня предлагаю вам стать учёными. Для этого мы отправимся в мини-лабораторию. А вот с чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
Дети: Это песок. (слайд 2)
Воспитатель: Ребята, что такое песок?
Дети: Песок – это вещество, природный материал. Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Откуда появился песок? (слайд 3)
Дети: Песок – это то, что осталось от скал, валунов и камней. Время, ветер, дождь и солнце разрушили горы и превратили их в множество песчинок, из которых и состоит песок.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Ребята, где используют песок?
Дети: Песок используют в строительстве, в игре, в изготовлении стекла. Песком посыпают дороги, тушат пожары.
Воспитатель: Какие разновидности песка вы знаете? (слайд 4)
Дети: Морской, речной, горный, овражный, карьерный.
Воспитатель: Правильно ребята, приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (слайд 5)
Дети: В лаборатории нельзя громко разговаривать, трогать что-либо без разрешения, пробовать на вкус, быть внимательными, работать только на рабочем месте.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Проходите, занимайте свои рабочие места. Для начала мы внимательно рассмотрим из чего состоит песок. Какой инструмент или прибор поможет нам в этом?
Дети: В рассмотрении песка нам может помочь микроскоп, лупа.
Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами рассмотрим песок с помощью лупы. (слайд 6)
Опыт №1 – «Состав песка»
Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите внимательно песок. Из чего он состоит?
Дети: (рассматривают) Песок состоит из мелких песчинок. В песке есть маленькие камешки, они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поэтому песок рассыпается. (слайд 7) Возьмите песок в руку. Что можно сказать, какой он на ощупь?
Дети: Песок сухой и сыпучий. Ещё он шершавый.
Воспитатель: Ребята, где на нашей планете больше всего песка?
Дети: Больше всего песка в пустыне.
Воспитатель: Вы знаете, какое природное явление происходит в пустыне, когда там поднимается сильный ветер?
Дети: Это явление называется песчаная буря. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно, ребята. Что происходит с песком во время бури?
Дети: Песок во время бури двигается.
Воспитатель: Давайте мы с вами проведем эксперимент и наглядно посмотрим, правда ли, что песок может двигаться?
Опыт №2 – «Движение песка»
Воспитатель: Возьмите стакан, насыпьте немного песка, возьмите трубочки и аккуратно подуйте. Что происходит? (слайд 9)
Дети: Песок разлетается, двигается, поднимается пыль.
Воспитатель: Правильно. Значит из этого опыта мы делаем вывод, что песок может двигаться.
Опыт № 3 – «Свойства мокрого песка»
Воспитатель: Ребята, возьмите пластмассовую форму, вставьте ее в сухой песок, затем уберите. Что-то получилось?
Дети: Нет, песок рассыпался.
Воспитатель: Возьмите воду, немного налейте в песок, размешивайте. Что произошло, какой стал песок?
Дети: Песок потемнел. (слайд 10)
Воспитатель: Возьмите пластмассовую форму, вставьте ее в мокрый песок, а потом уберите ее, что у вас получилось? (слайд 11)
Дети: Получилась форма из песка.
Восаитатель: Почему сухой песок не лепился, а мокрый лепится?
Дети: Песчинки намокли и слиплись.
Воспитатель: Правильно, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: А теперь возьмите в одну руку сухой песок, а в другую мокрый. Какой песок легче, а какой тяжелее?
Дети: Сухой песок легче, а мокрый тяжелее.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: В мокром песке есть вода. Она увеличивает вес.
Воспитатель: Какой делаем вывод из этих опытов?
Дети: Сухой песок сыпучий, легче мокрого. Мокрый нельзя сыпать, он тяжелее. Он принимает любую форму, становится темнее (слайд 11). Воспитатель: Ну что, учёные, устали? Давайте немного отдохнем.
Музыкальная физминутка (слайд 12).
Опыт № 4 – «Свойство песка – нерастворимость»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем ещё один опыт и узнаем растворяется песок в воде или нет. Возьмите стакан, налейте воды, насыпьте несколько ложек песка. Размешивайте. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает на дно стакана.
Воспитатель: Какая стала вода в стакане?
Дети: Вода стала мутная.
Воспитатель: Ребята, помните, мы проводили опыт с солью? Соль растворилась в воде? (слайд 13)
Дети: Да, соль растворилась в воде.
Воспитатель: Вода меняла свой цвет?
Дети: Нет, вода не изменяла цвет.
Воспитатель: Делаем вывод: песок не растворяется, изменяет цвет воды. (слайд 13).
Опыт № 5 – «Способ очистки воды»
Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно очистить загрязненную воду?
Дети: Очистить воду можно с помощью фильтров.
Воспитатель: Мы сегодня с вами в качестве фильтра будем использовать ватные диски. Возьмите ватные диски, стакан с воронкой, во внутрь воронки положите ватные диски, возьмите стакан, в котором мы растворяли песок, размешайте в нем воду. Аккуратно лейте воду в воронку. Что происходит? (слайд 14)
Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель? Где остался песок?
Дети: Песок остается на ватном диске.
Воспитатель: Правильно. Мы тоже с вами употребляем воду, которая проходит очистку промышленных фильтров.
Опыт № 5 – «Окрашивание песка».
Воспитатель: Учёные, продолжаем наши опыты. Вы говорили, что песком можно рисовать. Я предлагаю вам покрасить песок, есть разные способы покраски, мы с вами будем красить песок мелом. (слайд 15) Я заранее натерла его на терке (слайд 16).
Воспитатель: Возьми стакан с мелом, насыпайте понемногу в него песок, перемешивайте ложкой. Что происходит с песком?
Дети: Песок окрасился.
Воспитатель: Какие цвета у вас получились?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, как много мы сегодня узнали о свойствах песка, который есть на нашей Земле. А, кроме песка, еще из чего состоит наша планета Земля?
Дети: Наша планета состоит из морей, гор, океанов, лесов. (слайд 17)
Воспитатель: Проходите к нашей интерактивной песочнице. Давайте создадим макет нашей Земли, будто из космоса увидим нашу планету.
Что такое макет?
Дети: Макет – это маленькая модель.
Воспитатель: Но прежде, давайте вспомним правила работы в песочнице.
Дети: Нельзя подбрасывать песок, кидаться им, тереть глаза, брать в рот.
Воспитатель: Правильно. Давайте попробуем создать макет Земли.
Дети работают с песочницей, озвучивая, что у них получается. Любуются полученным макетом.
Воспитатель: Молодцы. Какой красивый макет вы создали.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы были учеными, а теперь я предлагаю вам побыть и художниками. Мы с вами окрашивали песок и этот опыт мы проводили не просто так, а для того, чтобы его использовать в нашей творческой мастерской. Предлагаю вам пройти в мастерскую и попробовать выполнить работу цветным песком.
Воспитатель: Давайте подготовим наши пальцы для работы. (слайд 18)
Пальчиковая гимнастика:
Мышка мылом мыла лапки.
Каждый пальчик по порядку.
Первым вымыла большой,
Всполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой.
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла.
Очень он боялся мыла.
Дети выполняют работу (намазывают клеем контур, подготовленного изображения, засыпают песком).
Воспитатель: Подходите ко мне, давайте посмотрим, какие красивые, красочные работы у вас получились.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории и в творческой мастерской. Давайте вспомнит, что мы делали, с каким веществом работали? Что вам запомнилось, какой опыт понравился, что узнали нового? (слайд 20)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам за работу. Вы были настоящими учёными.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. (слайд 21, 22)