Надежда Ч
Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности «Почему не слышна тишина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках, а также потребность ребенка в новых впечатлениях лежат в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности „Почему не слышна тишина“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Цель: подвести детей к пониманию того, как распространяются звуковые волны в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с понятием звук.
2. Формировать представление детей о звуке.
3. Познакомить детей с понятиями: «звуковые волны», «колебание», «вибрация», «лаборатория», «исследователи».
4. Закреплять умение действовать по словесной инструкции.
5. Закрепить знания детей о своём теле.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей.
2. Развивать умение приобретать знания посредством нахождения информации из различных источников, посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
4. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать бережное отношение к органам слуха.
Оборудование и материалы:
Пиктограммы для докладов, столы, клеенка, шапочки для работы в лаборатории, емкость с водой, камешки, шашки, пустая банка, ткань, стаканы, резинки, аудиозапись И. Штраус «Венский вальс»
Предварительная работа.
Определение уровня сформированности представлений детей о звуке:
Проведение элементарных опытов «Что звучит», консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду», сбор информации детьми с помощью родителей по теме и зарисовка пиктограмм.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, я хочу предложить вам послушать стихотворение:
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Ребята, пока мы слушали это стихотворение о звуке у меня возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук?» Скажите, а вам это интересно?.
Прежде, чем мы ответим на эти вопросы о звуках, я бы хотела обратить ваше внимание на вот эту коробку, в ней находится интересный набор предметов – камушки, шашки, стакан с воздушным шариком, сахар….вам интересно кто оставил для нас эти предметы и для чего? ….
Ну тогда слушайте загадку и вы узнаете кто же оставил для нас сюрприз –
Не любит шум она и гам,
И не видна она глазам,
Руками взять ее нельзя,
Не слышно ходит. (тишина).
А для чего она оставила все эти предметы, мы узнаем с вами в нашей лаборатории, но прежде чем получить доступ туда, мы должны с вами сначала, как самые настоящие ученые изучить тему, получить новые знания. Ведь не один ученый никогда не приступает к опытам, пока не изучит тему.
Итак, вы согласны сегодня стать учеными и отправиться в лабораторию «Звук».
А начнем мы свою работу с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Приглашается первый ребенок.
В. : Леша, что мы сейчас делали?
Р. :…. Рассказывает с опорой на пиктограмму о шумах.
«Мы сейчас топали, хлопали, шумели. Такие звуки называются шумы. Шум это совокупность звуков разной громкости. Для человека шум — это любой громкий неприятный звук»
В. : Спасибо. Но помимо шумов существуют и другие звуки. Нам об этом расскажет Маша.
Выходит второй ребенок.
«Если мы понаблюдаем, послушаем, то поймем, что звуки окружающего мира делятся на три группы: звуки живой природы (чириканье птиц, шелест листвы на ветру, звуки дождя, звуки грома)
Механические звуки (звуки от машины в движении, звуки шагов, звуки чирканья ручки о бумагу)
Музыкальные звуки (свист, песнь, звуки от музыкальных инструментов)»
В. : Спасибо. Итак, мы можем сделать вывод – вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Они могут быть приятными и ( дети называют антонимы: неприятные) громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!
О том, что же такое звук, нам сейчас расскажет Катя, я знаю, что ты дома у родителей спросила об этом, поделись с ребятами тем, что ты узнала?
Р. : «звук – это воздушная волна. Мы ее не видим, но наши уши ее слышат. Эта волна образуется когда что-то дрожит или перемещается вперед – назад, то есть вибрирует. Источник звука – вибрирующий предмет. Передатчик звука – воздух. Приемник звука – это ухо.»
В. : Спасибо … Ребята, а как вы думаете, слышно ли что – то под водой?
Предположения детей.
В. : Я хочу позвать сюда Никиту, и он (а) нам точно ответит на этот вопрос.
Р. : «Из телепередачи я узнал, что звук под водой распространяется. Причем в воде звуки распространяются в 5 раз быстрее, чем в воздухе. И намного дальше. Например, дельфины слышат друг друга даже на расстоянии более 100 километров, а это в несколько раз больше, чем расстояние от нашего поселка до города Ростова-на-Дону»
В. : спасибо Никита. Ребята, мы говорим с вами о звуках, и напомню. Вам, что одна из групп звуков – это звуки музыкальные. Но иногда в музыкальном произведении можно услышать тишину, которая называется пауза. И сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, потанцевать и поиграть в игру «Фигура на месте замри» Играя в эту игру, мы с вами как раз и сможем услышать эти паузы тишины в музыке. (дети танцуют под вальс Штрауса. И замирают в красивых позах во время остановки музыки).
В. : мы с вами немного отдохнули и нам пора возвращаться в нашу лабораторию. Ребята, мы с вами уже очень много узнали сегодня о звуках, понаблюдав, вспомнив, спросив дома взрослых, посмотрев телевизионные передачи, но полезную информацию можно еще узнать из книг. И я знаю, что Ева хочет нам рассказать о том, что же она узнала. Но, прежде чем наш докладчик выйдет к нам, я хочу у вас спросить, а слышать могут только люди? (подвожу к тому, что животные тоже слышат, у них есть уши). Молодцы ребята, а теперь приглашаем Еву.
Р. : «не все животные слышат звуки так же, как человек. Кузнечики, например, слышат лапками, они быстро ими двигают и так узнают откуда исходит звук. А у змей вообще нет ушей, поэтому через воздух они звуки не воспринимают. Но они улавливают их, слушая землю. А рыбы слышат всем телом»
В. : Спасибо. Ребята, мы с вами подходим к очень интересной части нашей сегодняшней работы, к экспериментам. И прежде. Чем мы приступим с вами к опытам, давайте вспомним, что один эксперимент мы с вами уже проводили. Алиса, подойди ко мне (приглашается ребенок)
Помнишь, мы проводили эксперимент с линейкой, погремушкой и металлофоном? Расскажи пожалуйста о нем.
Р. : «пока эти предметы лежали, они молчали. Но как только мы взяли их в руки и потрясли линейку и погремушку, по металлофону провели палочкой - они издали звуки. Это произошло, потому что от наших действий предметы стали вибрировать. Эта вибрация передается по воздуху, так рождается звук»
В. : спасибо.
Ну что же, вы готовы стать настоящими исследователями и приступить к опытам? Тогда проходите к столам.
Опыт «Как распространяется звук»
В. : итак ребята, почему мы слышим друг друга? …. Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку. Бросьте камешки в емкость с водой. Что вы видите? (по воде расходятся круги) Тоже самое происходит и со звуками, только как мы с вами сегодня говорили звуковая волна невидима нашему глазу и передается она по воздуху. У вас есть шашки, расположите пожалуйста их вплотную друг к другу. Резко, но не сильно ударьте по крайнему предмету. Что произошло? (последний предмет отскочил, силу удара ему передали остальные предметы) Так же передается звук по воздуху.
А теперь следующий опыт. Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
В. : Наш следующий опыт называется «Где живет эхо?»
Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке, дома, в пустой комнате). Каждый ребенок произносит какое-нибудь слово в большую стеклянную банку. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются) Затем заполняют банку тканью, произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло)
Следующий опыт –«Звучащий стакан»
Ход опыта
• Наденьте резиновое колечко на стакан
• Приложите стакан дном к уху.
• Побренчите натянутой резинкой как струной.
Итоги: Слышен громкий звук.
ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
В. : Ну что, ребята, мы сегодня узнали очень много о звуках, но остался у меня к вам еще один вопрос – при помощи чего же мы с вами все эти разнообразные звуки слышим? …Правильно, мы слышим при помощи ушей. Давайте узнаем о том, как же устроено наше ухо.
Приглашается ребенок.
В. : Вика вместе с мамой нашли информацию в интернете, и сейчас Вика нам расскажет о том, как же устроено наше ухо.
Р. : «Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, которая называется слуховой канал, в среднее ухо, которое состоит из барабанной перепонки и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо – здесь звуки превращаются в сообщения, которые попадают в мозг. И уже мозг распознает, что именно мы слышим»
В. : спасибо.
Ребята, чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила, которые нашему докладчику подсказал специалист – врач, лечащий наши с вами уши. Выходи Алиса и расскажи нам пожалуйста эти правила.
Р. :
«Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
• Защищать уши от ветра и холода (носить шапку)
• Не ковырять в ушах (спичками, булавками)
• Не слушать очень громко музыку и не находиться долго в шумном месте.
• Когда купаешься в море - не допускать попадания воды в уши.
• Мыть уши каждый день и чистить их только ушными палочками.
• Если уши заболели, обратиться к врачу.
Спасибо Алиса.
Ребята, мы с вами узнали много интересной и полезной информации, поэкспериментировали, и в конце нашей встречи я бы хотела сыграть с вами в одну игру, которая называется «Фантастические гипотезы». Правила игры очень просты, вам нужно просто подумав, ответить на мой вопрос, согласны?
- Что было бы, если бы внезапно исчезли на земле все звуки?
Рефлексия:
Ну что ж ребята, вот наша работа в лаборатории подошла к концу. Понравилось вам в лаборатории? Что вам запомнилось больше всего? Какой опыт вам запомнился больше остальных? Какой опыт был самым сложным? Молодцы! Спасибо!