Ирина Николаева
Конспект занятия с использованием ТРИЗ «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
Публикация «Конспект занятия с использованием ТРИЗ „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками, игрушка, фланелеграф, модель для составления загадки, цветок, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Восп. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
- Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Восп. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Восп. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
А вы любите сказки?
Дети: Да.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
-1-
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Восп. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. (делаю облака из лент)
Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.
(Возможные варианты)
- Три медведя
-Три толстяка
- Волк и семеро козлят
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Три поросёнка
- Два жадных медвежонка
- Двенадцать месяцев
(звучит песня «Облака белогривые лошадки»)
Восп. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Восп. Загадаю вам загадку
На овчарку он похож, что не зуб то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
- Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый
- Назовите сказки в которых волк является главным героем?
-2-
(варианты ответов)
- Лисичка- сестричка и серый волк
- Иван царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Красная шапочка
Восп. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Молодцы ребята, много слов разных знаете
- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами?
-3-
Ответы детей: Гуси – лебеди
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
- в саду стояла яблонька, на которой
Реб. Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Реб. Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Реб. Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Реб. Варила вкусное варенье
- варенье было вкусное, поэтому
Реб. Внуки ели его прямо ложками
Восп. Молодцы ребята хороший рассказ составили.
А, что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)
Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Восп. А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
-4-
Восп. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?
Ответы детей: три розы, снежная королева.
Восп. В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: Тараканище, про велосипед новый год и деда мороза
Восп. В какой сказке встречается морожено?
Ответы детей: старик- хатабыч
Восп. Я вам предлагаю игру которая называется «хорошо-плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)
(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть)
Молодцы ребята.
Восп. Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята?
Ответы детей: царевна-лягушка
Восп. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её
Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка
Восп. Молодцы ребята.
Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
-5-
Что делать? Кто или что делает так же?
Прыгает Мяч
Ныряет Утка
Плавает Лодочка
Что прыгает так же, как лягушка-мяч
Кто ныряет так же, как лягушка-утка
Что плавает так же, как лягушка-лодочка
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Восп. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток.
Вопросы:
1) Жил-был кто?
2) Какое добро умел делать?
3) Встретил кого злого?
4) Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
5) Был у нашего героя друг.
6) Что стало со злым героем?
7) Что стали делать?
Восп. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии я подарю вам книги со сказками. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
-6-
Используемая литература
1) С. И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»
2) Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.
3) Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
4) Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд. 2,-Ульяновск,1991г. -92г.
5) Сидорчук Т. А. «воображаем, размышляем, творим»
6) Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б. Б. Финкенштейн-сп6. :Детство- ПРЕСС,2003г.