Дина Бахчоян
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием ТРИЗ «В огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картинок.
Программные задачи:
1. Способствовать речевому развитию;
2. Научить работать со схемами;
3. Обобщать знания дошкольников об осени, о занятиях людей осенью.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация, картинки с последовательно развивающимся сюжетом, схематические изображения этапов работы.
Ход занятия:Дети свободно рассаживаются вокруг магнитной доски, на которой в хаотичном порядке расположены шесть картинок с последовательно развивающимся сюжетом «Работа на огороде».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на доску, когда я готовилась к работе, все картинки были в порядке, а сейчас кто-то перепутал все картинки. Давайте попробуем все исправить.
Детям дается несколько минут для того чтобы внимательно рассмотреть все картинки. Затем Воспитатель показывает детям первую схему «Составь паровозик из картинок»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему, что на ней изображено?
Дети: Прямоугольники, квадраты
Воспитатель: А как вы думаете, что они обозначают?
Свободные ответы детей
Воспитатель: Как расположены эти прямоугольники?
Дети: В одну линию
Воспитатель: Правильно! Этот знак обозначает, что сначала нам нужно расставить все картинки в одну линию. Кто мне поможет?
Один из детей располагает картинки в горизонтальную линию, важно отметить что порядок пока соблюдать не обязательно. Затем воспитатель показывает детям вторую схему «Назови место где происходит действие»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему, что на ней изображено?
Дети: Глобус, карта
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает эта схема?
Свободные ответы детей
Воспитатель: На карте обозначают место жительства разных народов, место где мы живем. Эта схема просит нас внимательно посмотреть на картинки и назвать место где происходит действие.
Дети: В огороде
Воспитатель показывает детям третью схему «Определи время событий»
Воспитатель: А что изображено на этой схеме?
Дети: Часы
Воспитатель: Правильно! А что мы определяем по часам?
Дети: Время
Воспитатель: И когда же происходит действие на картинках?
Дети: Днем, утром
Воспитатель: Как вы определила, что действие происходит днем или утром?
Дети: На всех картинках светлый фон, значит светит солнце
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы
Воспитатель: А как вы думает в какое время года может происходить действие на картинках?
Дети: Летом, осенью
Воспитатель: Правильно. А почему вы так думаете?
Дети: Потому, что летом люди сажают овощи на огороде, а осенью собирают урожай.
Воспитатель: Отлично, вы большие молодцы! Давайте теперь внимательно посмотрим на картинки и определим, что у них общего, а что отличается?
Дети: На всех картинках изображена девочка, но девочка делает разные дела
Воспитатель показывает четвертую схему «Найди общего героя»
Воспитатель: Правильно! А вот эта схема как раз просит нас найти общего для всех картинок героя. Кто герой на этих картинках?
Дети: Девочка
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем. Вставайте в круг, я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной.
Проводится физкультминутка по теме «Овощи»
Воспитатель: В огород пойдем, урожай соберём
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный!
(показывают круг руками)
Щавеля нарвём немножко
(«рвут» 3 раза)
И вернемся по дорожке.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: Замечательно! Садитесь на места
Воспитатель показывает пятую схему «Назови действия героя и расскажи зачем он это делает»
Воспитатель: Вы сказали, что на всех картинках девочка делает разные дела, какие?
К доске вызываются по одному ребенку, которые описывают, что делает девочка на каждой из картинок, зачем она это делает и когда. Придумывают отдельные маленькие рассказы по каждой из картинок. Шесть картинок – шесть детей. Затем воспитатель показывает шестую схему «Что за чем?»
Воспитатель: Теперь мы знаем достаточно что бы расставить картинки правильно, в правильном порядке. Кто хочет расставить картинки по порядку?
К доске выходит ребенок и расставляет картинки в правильном порядке. Если ребенок ошибся, воспитатель вызывает другого ребенка и предлагает исправить ошибку сверстника и объяснить свое решение. Затем воспитатель показывает детям последнюю седьмую схему «Составь рассказ»
Воспитатель: Что изображено на этой схеме?
Дети: Книга
Воспитатель: Правильно! Что же пишут в книгах?
Дети: Рассказы
Воспитатель: Отлично! Теперь мы можем составить рассказ про эту девочку. Кто самый смелый?
К доске выходит ребенок и составляет рассказ с опорой на полученные знания и картинки расположенные на доске. Остальные дети помогают и дополняют рассказ деталями. Упражнение предлагается повторить еще одному - двум детям.
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Мы отлично поработали! Понравилось вам занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что мы делали? Что вам больше всего понравилось?
В заключении проводится обратная связь с детьми.