Инна Егорова
Конспект НОД с использованием музыкально-дидактических игр «Путешествие по любимым сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием музыкально-дидактических игр для детей средней группы (4-5 лет)
«Путешествие по любимым сказкам»
Оформление музыкального зала :
Зона русской народной сказки «Теремок».
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Сказки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
На столе стоит ширма-домик. За ширмой музыкальные инструменты : колокольчик, молоточек, барабан, деревянные ложки, трещетка, бубен. Рядом с ширмой карточки-подсказки с изображением зверей и музыкальных интструментов. На втором столе - музыкальные инструменты (деревянные ложки, колокольчики, бубны) по количеству детей.
Зона сказки «Мешок яблок» В. Г. Сутеев.
Оформление в виде леса (елки, за пеньком спрятан заяця (игрушка, рядом пустой мешок. За елкой 2 корзины красная с яблоками, желтая с морковками.
Зона русской народной сказки «Колобок».
Стульчики, расставленные полукругом перед экраном интерактивной доски. На экране - заставка с изображением героев сказки «Колобок».
Зона русской народной сказки «Курочка Ряба».
Мольберт с иллюстрацией сказки «Курочка Ряба». Около мольберта на скамеечке деревянные ложки.
Задачи (с указанием образовательных областей) :
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать у детей музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, ритмический).
- Учить выслушивать до конца и правильно повторять ритмический рисунок за педагогом.
- Учить выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
- Закреплять умение различать жанровую музыку.
- Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Речевое развитие:
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Стимулировать активное и эмоциональное пение.
- Развивать мелкую моторику.
- Активизировать словарь ( название инструментов: бубен, барабан, колокольчик, ложки и др., название сказок и их героев).
Познавательное развитие:
- Повторить название сказок и их героев.
Социально-коммуникативное развитие:
- Закреплять у детей навыки совместного музицирования, развивать чувство ансамбля, умение слушать друг друга.
- Способствовать развитию эмоциональности.
- Воспитывать творческую инициативу, чувство взаимопомощи.
- Поощрять умение соблюдать правила игры.
Физическое развитие:
- Продолжать учить различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.
- Развивать плечевую и локтевую часть тела при игре на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять умение ходить парами и по одному друг за другом бодрым шагом.
- Учить самостоятельно применять знакомые музыкально-ритмические движения в соответствии с музыкой.
Предварительная работа с детьми.
ЧТЕНИЕ:
- русская народная сказка «Колобок»,
- русская народная сказка «Теремок»,
- русская народная сказка «Курочка Ряба»,
- сказка В. Г. Сутеева «Мешок яблок».
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ :
- «Сапожки» русская народная мелодия,
- «Марш» муз. Е. Теличеевой.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ :
- «Узнай инструмент»
- «Повтори ритм»
СЛУШАНИЕ:
- «Грустное настроение» (муз. А. Штейнвиля,
- «Зайчики» (муз. Ю. Рожавской,
- «Медведь» (муз. В. Ребикова,
- «Вальс Лисы» (муз. Ж. Колодуба).
ПЕНИЕ:
- «Здравствуй» (муз. и сл. С. Коротаевой,
- «Машина» (муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденова,
- «Как на нашем на лугу» (муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА :
«Летчики на аэродром» (муз. М. Раухвергер)
Ход НОД
Дети входят в музыкальный зал по русскую народную плясовую «Полянка», встают в круг.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга веселой песенкой.
Музыкальное приветствие «Здравствуй»
(муз и сл. С. Коротаева)
Зашагали ножки прямо по дорожке. (дети маршируют друг за другом)
А в конце дорожки встали наши ножки. (останавливаются)
Всем, кто рядом, «здравствуй» говори! (кивают друг другу головой)
«Здравствуй, здравствуй» снова повтори!
Музыкальный руководитель : Я очень люблю сказки. А вы любите? (Ответы детей). Я приглашаю вас в путешествие по любимым сказкам.
По тропинке мы пойдем, в первую сказку попадем!
Предложить детям встать парами.
Музыкально-ритмическое упражнение «Сапожки»
(русская народная мелодия)
На первую часть дети спокойно идут парами. На вторую поворачиваются лицом друг к другу, выполняют «топотушки».
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ширму-домик. Предлагает детям присесть на «полянку» (зеленый ковер) перед домиком. Стучит по ширме.
Музыкальный руководитель : Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
- Я - мышка-нарушка (показать и положить на стот картинку с изображением мышки и колокольчика).
- Я - лягушка-квакушка (показать и положить на стот картинку с изображением лягушки и молоточка).
- Я - зайка-побегайка (показать и положить на стот картинку с изображением зайчика и барабана).
- Я - лисичка-сестричка (показать и положить на стол картинку с изображением лисы и деревянных ложек).
- Я - волчок-серый бочок (показать и положить на стол картинку с изображением волка и трещетки)
- Я мишка косолапый (достать и положить на стот картинку с изображением медведя и бубна)
Музыкальный руководитель : Ребята, вы узнали эту сказку? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Правильно! Это сказка «Теремок».
Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
Музыкальный руководитель : Внимательно посмотрите на картинки-подсказки, послушайте и попробуйте угадать, какой инструмен звучит и кто из героев сказки «Теремок» на нем играет.
Музыкальные руководитель заходит за ширму и звенит колокольчиком.
Дети отгадывают: «Звучит колокольчик, играет на нем мышка». Игра продолжается. Предложить детям побыть в роли ведущего.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, все инструменты знаете! А играть на них умеете? (Ответы детей) Тогда берите в руки музыкальные инструменты.
Дети берут инструменты и встают врассыпную.
Свободное музицирование на детских музыкальных инструментах
(любая русская народная мелодия)
Кладут инструменты на место.
Музыкальный руководитель : Пора нам отправляться в следующую сказку!
(Дети прощаются с героями сказки «Теремок»)
Впереди дальняя дорога. На чем же нам поехать? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель : Предлагаю ехать на машине! Занимайте свои места.
Дети садятся на стульчики.
Песня «Машина»
(муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденова)
1. В машине, в машине шофер сидит.
Машина, машина идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
2. В машине, в машине детей полно.
Поехали дети, глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
3. Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Би-би-би! Би-би-би!
Музыкальный руководитель : Вот мы и приехали. Ой, ребята, а это что? (обращает внимание детей на зону сказки «Мешок яблок». Берет в руки мешок) Мешок. Пустой. Интересно, чей он?
Из-за пенька появляется Заяц (воспитатель с игрушкой в руках).
Музыкальный руководитель : Зайчик! Ребята, послушайте музыкальное произведение и попробуйте по его характеру понять какое у Зайчика настроение.
Слушание произведения «Грустное настроение»
(муз. А. Штейнвиля)
Музыкальный руководитель : Ребята, какой характер у прослушанного вами сейчас произведения?
Дети: Мелодия медленная, спокйная, печальная,
Музыкальный руководитель : Верно. Как вы думате, какое у Зайчика сейчас настроение?
Дети: Грустное, печальное, не веселое. (Выслушать все ответы)
Заяц грустно: Здравствуйте, ребята! Это мой мешок.
Музыкальный руководитель : Зайка, почему ты такой грустный? Что случилось?
Заяц: Я за яблоками ходил для моих деток. У меня четыре сыночка и лапочка-дочка. Собрал я полный мешок яблок для них. А по дороге всех яблоками угощал, и теперь в мешке ничего не осталось!
Музыкальный руководитель : Ребята, вы узнали эту сказку?
Дети: Да! Сказка «Мешок яблок».
Музыкальный руководитель : Правильно! Жалко зайчика, надо ему помочь. Вы согласны, ребята? (Ответы детей)
А давайте для Зайчика не только яблок, а еще и морковки наберем!
Подвижная игра «Собери яблоки и морковку»
Воспитатель рассыпает макеты яблок и морковок. Дети под веселую русскую народную плясовую собирают их, сортируя в разные корзинки. По окончании игры, музыкальный руководитель отдает корзинки Зайцу.
Заяц весело: Спасибо, ребята! Обрадуются мои зайчата!
Музыкальный руководитель : Нам пора продолжать свое путешествие. До свидания, Зайчик!
Дети прощаются с Зайцем.
Посмотрите, какие высокие горы впереди. Как же нам через них перебраться? На чем перелететь?
Дети предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель : Полетим на самолете!
Музыкальная игра «Летчики на аэродром»
(муз. М. Раухвергер)
Дети делятся на 2 подгруппы: самолеты и летчики.
САМОЛЕТЫ:
Дети присаживаются, изображая самолеты на аэродроме.
1-4 такт: дети «заводят мотор» (вращают согнутыми в локтях руками перед грудью)
5-17 такт: «самолеты летают» - дети бегают в свободном направлении (руки разведены в стороны)
18-24 такт: «Самолеты» замедляют «полет» и «Приземляются на аэродроме».
ЛЕТЧИКИ:
Дети маршем проходят по комнате («по улицам»). По команде «На аэродром!» игра начинается с начала.
Музыкальный руководитель : Вот мы и прилетели! (Подвести детей к интерактивной доске) Рассмотрите внимательно сказочных героев. Вы узнали из какой они сказки?
Музыкальный руководитель : Да! Это сказка «Колобок». Присядьте, отдохните, сказку посмотрите. А кого встречал Колобок на своем пути, будем угадывать по характеру музыки. Но сказка будет не простая, а перепутанная, поэтому будьте внимательными!
Дети садятся на стульчики перед экраном.
Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил Колобок?»
Номер и название слайда Текст музыкального рководителя
СЛАЙД 1 «Старик со старухой» Жили-были старик со старухой.
СЛАЙД 2 «Колобок на окошке»
Испекла старуха колобок, да на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, да и покатился.
СЛАЙД 3 «Колобок катится по тропинке» Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему…
Звучит музыка «Зайчики» муз. Ю. Рожавской
Дети слушают музыку и угадывают, что Колобок встретил Зайца.
СЛАЙД 4 «Колобок и Заяц»
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою:
Я - Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
Покатился Колобок дальше!
СЛАЙД 5 «Колобок катится по тропинке» Катится Колобок, катится,а навстречу ему…
Звучит музыка «Медведь» муз. Ребикова.
Дети слушают музыку и угадывают, что Колобок встретил Медведя.
СЛАЙД 6 «Колобок и Медведь» Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишка, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
СЛАЙД 7 «Колобок катится по тропинке» Катится Колобок, навстречу ему.
Звучит музыка «Вальс Лисы» Муз. Ж. Колодуба.
Дети слушают музыку и угадывают, что Колобок встретил Лису.
СЛАЙД 8 «Колобок и Лиса» Лиса: Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок: Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От Медведя ушел,
От тебя, Лисы, нехитро уйти!
Лиса: Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Музыкальный руководитель : Не садись, Колобок, Лисе на носок. Она тебя съест! Посмотри, Лисичка, лучше, как наши ребята плясать умеют.
Дети встают в круг.
Танец «Как на нашем на лугу»
(муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой)
1. Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
И в ладоши громко бьем.
Припев: Оля, веселей!
Своих ножек не жалей!
Поклониться не забудь,
Выбирай кого-нибудь.
2. Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
Все мы пляшем, и поем,
И в ладоши громко бьем.
Музыкальный руководитель : Ребята, кого из героев сказки «Колобок» мы не увидели?
Дети: Волка!
Музыкальный руководитель : Правильно! Вы очень внимательные! Попрощайтесь с Колобком, нам пора продолжать свое путешествие. Мы отправляемся в следующую сказку.
Под «Марш» Е. Тиличеевой дети маршируют за воспитателем по залу.
По окончании «Марша», воспитатель подводит детей к мольберту с иллюстрацией «Курочка Ряба».
Музыкальный руководитель : На полянке домик стоит, а в домике кто-то стучит. Послушайте внимательно.
Музыкальный руководитель простукивает ритм деревянными ложками. Дети прислушиваются, смотрят на иллюстрацию.
Музыкальный руководитель : Кто стучит? (Дед и баба)
Почему они стучат? (Хотят разбить золотое яичко)
Вы узнали эту сказку?
Дети: Да! Курочка Ряба!
Музыкальный руководитель : Дед с Бабой так и не могут золотое яичко разбить. Поможем им? (Ответы детей)
В руки ложки берите и за мной ритм повторите.
Дети берут в руки деревянные ложки, встают врассыпную.
Я буду ложками стучать, а вы мой ритм повторять.
Музыкально-дидактическая игра «Повтори ритм»
Музыкальный руководитель простукивает ритм, дети (подгруппами или индивидуально) его повторяют.
Во время игры воспитатель выносит макет «золотого яичка» с сюрпризом внутри. Яичко открывается (дети его разбили с помощью правильного повторения ритма) и детям раздаются подарки.
РЕФЕКСИЯ
Музыкальный руководитель : Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Вам понравилось? Что было для вас трудным? А что понравилось больше всего?
Музыкальный руководитель подводит детей к магнитной доске с нотным станом и лежащим около нее нотками (веселыми и грустными).
Музыкальный руководитель : Предлагаю вам выбрать веселую нотку, если вам понравилось наше музыкальное путешествие по сказкам. Ну а если вам было трудно и не совсем понравилось, то - грустную.
Дети выбирают нотки и прикрепляют их на магнитную доску.
Музыкальный руководитель : Спасибо, ребята, за то, что пришли. А сейчас нам пора прощаться. До свидания!