Елена Лукина
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в русскую избу» в детском саду №1 в г. Таре.
Лукина Елена Владимировна
Цель: приобщение детей к народному быту, народным традициям, обычаям русского народа
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, самовар и т. д.);
2. Используя системный подход, познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, деревянные ложки, чугунок, горшок, сито, самовар;
3. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.
Ход занятия.
Воспитатель:
Мы ладошками коснулись,
И друг другу улыбнулись.
Ты - мой друг, И - я твой друг.
Как прекрасен мир вокруг.
Воспитатель: Ребята, займите свои места и послушайте стихотворение.
Вместе живут на огромной планете.
Разные взрослые, разные дети.
Внешности разные и цветом кожи.
Но, безусловно, мы в чём-то похожи.
Воспитатель: Ребята, вы можете сказать, о чем говорится в этом стихотворении? ( Дети: Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос)
Воспитатель: Сколько разных народов живет в нашей планете? (американцы, англичане, африканцы, немцы, испанцы и мн. др.) Какие страны вы знаете? А как называется наша страна? Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: У каждого народа есть своя культура. Что такое культура? (национальная одежда, кухня, традиции, праздники, верования)
Воспитатель: Я встретила одну девочку, которая прилетела из Германии, вы хотите с ней познакомиться. Воспитатель выносит говорящую на немецком языке куклу.
Воспитатель: Давайте с ней поздороваемся … ребята, вы понимаете, что она говорит? Почему. (У людей разной национальности свой разговорный язык. Много стран, множество языков). А как люди разных стран понимают друг дуга?
Воспитатель: Ребята, она говорит, что её зовут Эмма, она живет в городе Бремен. Она привезла вам подарок (корзинку) и хочет с вами поиграть в игру. Хотите? Вы должны угадать что находится в корзинке задавая мне вопросы, а я буду отвечать «Да или Нет» (стоит закрытая корзинка).
Воспитатель: Эмма показала вам частичку немецкой культуры и хотела - бы узнать историю о русском народе, культуре и побывать в русской избе. А, вы знаете, что значит изба? Мы поможем, ей помочь? (Да) Какие, у вас, есть предложения? (лучше всего показать в музее)
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. Как мы его можем открыть? Нам нужны ловкие пальчики. А поможет нам пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику «Замок».
На двери висит замок.
Постучали
Кто его открыть бы мог? Покрутили,
- Замок, мы открыли, молодцы! Потянули
И открыли!
(на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
(не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
(тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
(резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Воспитатель: Вот мы и очутились в музее русской избы.
Здесь нас встречают кукла в национальном русском костюме. - Посмотрите на русский национальный костюм.
Воспитатель: Смотрите, рядом с русской барышней стоит корзинка, интересно, что в ней? Что же с ними нужно сделать? А давайте сочиним историю, возьмите себе по одной карточке и по очереди будем фантазировать в куда – бы мы в такой одежде отправились гулять или что – либо делать. (карточки с изображением русской нар. одежды- Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют).
Воспитатель: Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии?
Ребята, посмотрите. Центральное место русской избы занимает печь
Воспитатель: ПЕЧЬ КРАСА-В ДОМЕ ЧУДЕСА.
Воспитатель: Почему люди так почитали русскую печь? (кормила, грела)
Давайте прикоснемся к русской печи, ой, как горячо. Подуйте на каждый пальчик, вытянув губки. (Дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
Воспитатель: Смотрите, наш телевизор ожил и хочет нам что – то показать. Так, написано Русские народные промыслы. Ребята давайте поглядим?
Воспитатель: Какие русские народные промыслы вы узнали? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
Воспитатель: В центре стола раньше всегда стоял самовар! Ребята скажите, а сейчас чай из чего пьем? А вы можете подумать и сказать как пили чай люди когда не было ни чайников ни самовара! Пофантазируйте и скажите в будущем из чего мы будем пить чай?
Воспитатель: Посмотрите, какие расписные сарафаны у матрешек? Нашей гостье интересно как мастера изготавливали матрешек. А рассказать нам поможет волшебная дорожка. Почему-то, картинки на дорожке все перепутаны? Что не так? Давайте поможем собрать волшебную дорожку правильно. Молодцы.
Ребята, из чего делали посуду в старину? ( ответы: из глины, дерева, металла). Как украшали посуду? (расписывали, вырезали узоры). А сейчас из чего делают посуду? (из глины, стекла, металла).
Затем педагог обращает внимание на деревянную посуду.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Назовите её.
Воспитатель: Какую ещё посуду делают из дерева? Давайте поиграем в игру хорошо – плохо. Сначала мы будем говорить чем вам нравится деревянная посуда? – (легкая, удобная, не бьётся). А потом, что плохого в этой посуде. (Со временем стирается)
Вот мы и узнали что хорошего в деревянной посуде, а что плохого.
Воспитатель: Как можно использовать деревянную посуду? Можно ли ею играть?
Воспитатель: Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты. Давайте тихонечко по ним постучим.
Давайте, спросим, понравилась ли гостье наше путешествие в русскую избу.
А теперь нужно возвращаться в нашу группу, через волшебные ворота.
Рефлексия:
Воспитатель: Где ребята мы сегодня были?
Воспитатель: Зачем мы ходили?
Воспитатель: давайте спросим у Эммы, понравилось ли ей наше путешествие в русскую избу?
Люди могут отличаться друг от друга цветом кожи: у одних она белая, у других — смуглая, а у третьих — совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних они пошире, у других — поуже. У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно