Кузьмина Юлия
ТРИЗ технологии в ДОУ. Конспект занятия с использованием приема «моделирование маленькими человечками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : " Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы"
Цель занятия : познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе.
Задачи:
объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы; показать детям, как опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;
упражнять детей выполнять задания согласовано, слаженно работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Публикация «ТРИЗ технологии в ДОУ, Конспект занятия с использованием приема „моделирование маленькими человечками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка);
раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки";
бутылка лимонада (пластиковая);
Ход занятия:
1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?
2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас
Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее
вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например, в дерево или камень. Частицы эти очень разные и они по-разному дружат между собой.
Дети, как вы думаете, как можно назвать эти частицы? Давайте назовем их маленькими человечками? Есть человечки которые очень дружны и всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Мне нужно 3 ассистента, кто хочет мне помочь провести опыт? Давайте встанем и возьмемся за руки крепко-крепко, как мы с вами, когда играем в «Цепи-цепи кованные». Этих человечков называют - крепкие, твердые, и именно они, живут в камнях, деревьях, горах. Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете! Спасибо, Маша, Петя, Вася, присаживайтесь.
Я покажу вам их фотографию.
Дети, а кто еще хочет быть моим ассистентом? Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами наш игру " Цепи-цепи кованные", то вы поймете, как легко можно пройти через них. Как вы думаете, в каких веществах живут эти человечки? Правильно, в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с водой или с молоком! Спасибо, Даша, Катя, Саша.
Я покажу вам их фотографию тоже
Кто еще не был моим ассистентом, выходите: Лена, Кристина, Петя и Сережа. Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Как вы думаете, как такие вещества называются? Это газообразные вещества. Это трудное слово, но мы с вами уже большие и любим узнавать новые слова! Спасибо, моим ассистентам, присаживайтесь.
Я покажу вам и их фотографию.
Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь хотите сами узнать, где какие человечки живут?
3. Задание - эксперимент "Где какие маленькие человечки живут?"
А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Как мы назовем этих человечков? Правильно, эти вещества - твердые! Найдите карточку с их изображением.
Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Как мы назовем этих человечков? Правильно, во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими. Найдите карточку с их изображением.
В. Дети, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте потрогать набранный воздух рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! Как мы назовем этих человечков? Правильно, газообразные. Найдите карточку с их изображением.
4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"
Воспитатель называет детям вещество, а детям нужно показать какой карточке оно соответствует.
Например:
Это- молоко
Это- чупа- чупс
Это - сок
Это - дым
Это - вода
Это - дерево
Это - воздух
6. Дидактическое упражнение " Покажи бутылку лимонада"
Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса – это твердое вещество? Поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?
Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Скажите пожалуйста, вы узнали что-нибудь новое сегодня?
О каких «маленьких человечков» вы узнали?
Чем они отличаются друг от друга?
– Что вам понравилось больше всего?
– А было ли вам трудно работать с человечками?
Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.