Зенфира Субхангулова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе №6. Тема: «Гуси-лебеди»
Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Задачи: Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев, сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
Продолжать формировать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию,
слуховое внимание и память. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: презентация «Что лишнее?», иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», речки, карточки с изображением предметов, сундучки, кружки трех цветов.
Оборудование: модель яблоньки, печки, ноутбуки.
Ход.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня нас ждет необычное путешествие. Вы хотите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Сначала сделаем гимнастику для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей иди за мной.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же здесь лишнее? (какая картина)
Дети: Картина, на которой изображен фильм лишнее, потому что на других сказка.
Воспитатель: Правильно. А как думаете куда мы с вами пойдем?
Дети: В сказку.
Воспитатель: А чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадем нужно отгадать загадку: У Алёнушки –сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси –лебеди.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: А какие знаете сказки?
Дети: Колобок, Аленький цветочек.
Воспитатель: Какие бывают сказки?
Дети: Народные, авторские
Воспитатель: Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например: Добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!
Воспитатель: Пока мы с вами играли, беда случилась в этой сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы Алёнушка с братцем не смогли спрятаться от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Они просят помощь. Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)
Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»
Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.
Метод «МФО-метод фокальных объектов», «Противоречий»
Воспитатель ведет ребят к печке.
Воспитатель: К чему мы пришли?
Дети: К печке!
Задание от Печки: «Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»
Четыре сундучка с символами - картинками:
• «ноты»- звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)
• «цветы»- запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)
• «машинка»- движение (самолет, гепард, машина и т. д.)
• «платье»- материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)
В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.
Воспитатель: Наша кастрюля двигается, как…., пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?
Дети: Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…. Она может двигаться, как…
Воспитатель: А что же плохого в такой кастрюле?
Дети: Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук….
Воспитатель: А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?
Дети: Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…. сделать из более прочного материала….
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, печке понравится такая кастрюля?
Дети: Да.
Воспитатель: Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.
Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.
Метод «Моделирование Маленькими Человечками (Твердые (крепкие)- красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)»
Воспитатель: Определить из чего состоят предметы и вещества.
Картинки с изображением: зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.
На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.
Воспитатель: Ребята, чтобы гуси –лебеди больше не унесли Иванушку я предлагаю построить дом большой и крепкий.
Дети садятся за стол, на компьютере строят дом для Алёнушки и братца Иванушки.
Воспитатель: Ребята, ну вот пришло к концу наше необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали? Со всеми ли заданиями мы справились? Где были трудности?