Виктория Попова
Конспект занятия с использованием мнемотаблицы в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование умений детей в составлении описательных рассказов о временах года с помощью мнемотаблиц, обобщение и систематизация знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.
Задачи:
1) образовательные:
• учить детей составлять рассказы о времени года – зиме по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времен года образные слова и выражения.
• активизировать употребление однокоренных слов.
• составлять предложения, опираясь на картинки, схемы.
Публикация «Конспект занятия с использованием мнемотаблицы в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Темочки
2) развивающие: развитие связной речи; развитие общей, мелкой моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; активизация словарного запаса.
3) воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Дидактический материал: аудиозаписи для фонового сопровождения, изображения локаций; магнитная доска; мнемокарты (карты-схемы) примет времён года, схемы.
Ход занятия:
В. : - Здравствуйте, ребята!
(ответ детей)
В. :-А с каким настроением вы пришли сегодня в садик? (ответы детей) С хорошим, радостным, веселым. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение!
(Дети встают с воспитателем в круг, повторяя слова)
— Собрались все дети вкруг:
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
В. : - Молодцы, надеюсь вы зарядились хорошим настроением на весь день.
(Звучит аудиозапись вьюги)
В. : - Ой, как вьюга за окном разыгралась! Ребята, я слышу чьи-то шаги. Кажется к нам в детский сад кто-то шагает по заснеженным дорожкам! Интересно, кто же это?
(Воспитатель открывает дверь и достаёт конверт)
В. : - Никого нет…Но возле двери оставили конверт. Что же это за таинственное письмо? Хотите прочесть?
(ответ детей, воспитатель открывает конверт)
1. Расшифровка символов мнемодорожки
В. : -Здесь какие-то рисунки, значки, слова. Ребята, как вы думаете, что они могут обозначать (ответы детей)
В. : - Давайте рассмотрим их повнимательнее.
1 картинка. Что это? (изображение куртки) Для чего нам нужна куртка? (ответы детей по каждой иллюстрации)
2 картинка (изображение автобуса)
3 картинка (изображение книги сказок)
4 картинка (изображение друзей)
В. :— Ребята, это зашифрованное послание! Давайте встанем в соответствии с порядковым номером и перевернем листочки. На обратной стороне листочка что-то написано. Попробуем прочитать.
(Дети читают по слогам, воспитатель повторяет прочитанное. На доске появляется соответствующая картинка. Выстраивается мнемодорожка. Послание зачитывается целиком)
В. : «Одевайтесь потеплей, приезжайте к нам быстрей, в нашей сказке рады вам, нашим маленьким друзьям!» У нас получилось послание-приглашение. Приглашение в сказочное путешествие! Отправимся в путь? (ответ детей)А помогать нам будут в нашем нелегком сказочном путешествии схемы-подсказки, которые называются мнемотаблицы, или мнемосхемы. Они научат нас правильно и последовательно излагать свои мысли и помогут преодолеть любые препятствия.
2. Работа с мнемоквадратом
В. :-А чтобы отправиться в путешествие, что нам понадобится? (транспорт) Давайте назовем виды транспорта, которые мы знаем (ответы детей, подсказка с изображением саней) Молодцы! Но мы с вами сегодня отправимся на санях, чтобы преодолеть все снежные сугробы. А сани у нас не простые, а волшебные! Для того, чтобы они поехали, нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте вместе со мной: «Завертелись, закружились, в сказке сразу очутились!»(дети кружатся вокруг себя, повторяя слова)
На слайде фоновое изображение зимнего леса, аудиозапись вьюги.
В. : -Ребята, где это мы оказались? (ответы детей). Да, мы в зимнем сказочном лесу. Как же здесь красиво!
Аудиозапись «выход лесных зверей», фрагмент из мультфильма «Двенадцать месяцев»
3. Составление предложений по схеме
В. : -Слышите, это веселятся лесные жители. И для нас они приготовили задание. На снегу следы. А на следах — схемы. Нам нужно составить предложение по схеме. Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй – то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме? «Зимой идет снег» (каждый ребенок составляет предложение по мнемосхеме)
В. : - Молодцы, ребята!Мы справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие!
4. Физкультминутка
В. : - Ух, как холодно в лесу! Ребята, вы не замёрзли путешествовать по зимнему лесу? Предлагаю немного отдохнуть и согреться. Повторяем вместе со мной:
А в лесу сейчас мороз.
(дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз,
(трут носик ладонями)
Надо ножками потопать
(топают ножками)
И ладошками похлопать.
(хлопают ладошками)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(кружатся)
В. : - Согрелись? Можно продолжать наше путешествие!
(дети кружатся под аудиозапись вьюги)
5. Составление мнемодорожки по заданному тексту. Звуковой анализ слова, развитие графических навыков
Изображение дворца на слайде
В. : - Куда же мы приехали? (ответ детей) Правильно, это дворец! Интересно, кто же в нём живёт?
(выходит сказочный герой – профессор)
Профессор: - Здравствуйте! Я – Профессор Кислых Щей! Слышал звон ваших саней. Поспешили заниматься?
В. : - Здравствуйте, профессор! Мы с ребятками сидели на занятии в детском саду, получили приглашение в волшебное путешествие в зимний лес. Много всего интересного повстречали, много загадок отгадали, а теперь попали к Вам.
П. : - Много загадок, говорите? А мои сказочные испытания пройти не хотите? (ответы детей) Прекрасно! Устраивайтесь поудобнее за парты и слушайте внимательно. Сейчас я продиктую вам предложение, а вы постарайтесь его запомнить и правильно повторить: ««Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».(дети слушают и повторяют предложение). А еще у меня есть подсказка, но картинки-подсказки такие непослушные, что постоянно меняются местами. Сможете догадаться, как же их поставить правильно, чтобы наше стихотворение звучало точно так, как и на картинках?
(дети восстанавливают последовательность)
П. : - Ребята, обратите внимание, в нашей подсказке пропал одна картинка. Какая? Кто был внимателен? (ласточка) Верно! Давайте поможем картинке вернуться в схему (профессор с помощью мыши перемещает изображение на слайде на свое место)
В. : - Молодцы, ребята! Мы снова справились с заданием!
П. : - Ребята, а о каком времени года мы сейчас говорили в стихотворении? (весна) А какие еще времена года вы знаете? (ответы) Попробуйте выполнить еще одно мое сказочное задание и объяснить, что же происходит в разное время года.
6. Составление описательного рассказа о временах года
В. : - Ребята, поможем профессору, расскажем нашу историю о временах года. И опять на помощь к нам придут подсказки.
На слайде поочередно изображена мнемотаблицасвременами года. Дети, используя мнемотаблицы, составляют рассказ.
П. : - Какие умные ребята ко мне попали! Молодцы! Спасибо, что побывали на моем сказочном занятии! До свидания!
В. : - До свидания, профессор! А нам, ребята, пора возвращаться в наш родной детский сад. Для наших волшебных саней нужно произнести новое волшебное заклинание: «Завертелись, закружились и в саду мы очутились!» (дети повторяют за воспитателем, кружатся под аудиозапись вьюги)
7. Итог занятия
В. : - Ребята, сегодня в путешествии мы узнали много интересного, преодолели все препятствия, выполнили все задания, которые приготовили для нас сказочные герои. А помогали нам сделать нашу речь связной и красивой, ничего не забыть в рассказах помощницы-подсказки – мнемотаблицы. Ребята, а какое задание вам понравилось больше всего? Что нового мы сегодня узнали? Чему научились? (спросить у каждого ребенка)