Инга Габышева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Дом, в котором я живу»
Вид занятия : познавательно-игровое.
Цель: Закрепить знания детей на тему «дом», продолжать знакомить детей с разными материалами домов и частями дома, пополнить знания о конструкциях домов, познакомить со способами образования слов на примерах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
1. Образовательные: учить детей ориентироваться в видах жилых строений, познакомить с разными формами одного слова (уменьшительно-ласкательная, однокоренные слова).
2. Развивающие : продолжать учить подбирать прилагательные к существительным по смыслу, закреплять навык образовывать сложные слова из простых, развивать связную речь, умения сравнивать, анализировать, творческое воображение.
3. Воспитательные: воспитывать уважение к труду строителей, воспитывать бережное отношение к своему дому.
Используемые материалы: картинки с изображением гнезда, муравейника, дупла, норки, берлоги, дома. Сюжетная картинка с изображением стойки.
Ход занятия.
1. Отгадайте загадку.
Он за печкой жил
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит
А вообще он удалой,
Лучший в мире (домовой)
(За стеной раздаётся стук и топот).
Вос-ль: Так и есть домовой. Подслушивает нас. Видеть его никто – не видел, а вот слышать – слышали. (опять стук)
Слышит, он нас слышит.
Любезный домовой позволь рассказать о тебе ребятам (раздаётся перезвон колокольчиков).
Дети, знаете, перезвоном колокольчика он даёт нам знать, что можем говорить о нём. Так вот. В народе считали, что домовой живёт в каждом доме. Никакой дом не стоит без домового. Он и правду настоящий хозяин дома, хранитель – покоритель его. Оберегает, следит за порядком, чтоб мир был в доме, ни кто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, шумит, скрипит половицами. Очень не нравиться ему, когда дети капризничают или вещи разбрасывают повсюду. Тогда он их прячет. Дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. В народе считали, что домовой похож на седого, косматого мужика. Неуклюжий, всклоченный, хитрый, но не злой. Домовой дом бережёт, но вот сам построить его не может. Кто же тут поможет?
2. Беседа по теме.
-Кто строит дома? (Строители)
-Из чего строят дома? (Из кирпичей, плит, дерева, глины)
-Как называется место где дома строят в одну линию? (Улица, проспект)
-Назовите свою улицу, номер дома и квартиры.
-Где строят высокие дома, а где низкие? (В городе, в деревне)
-Из каких частей состоит дом? (Фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступени, крыша, крыльцо)
-Как называется дом царя (дворец, Кащея Бессмертного (замок, Бабы-Яги (избушка на курьих ножках, мышки-норушки и лягушки-квакушки (теремок?
3. Игра «Какой дом?»
-Дом из 2-х этажей (какой) –двухэтажный. Из 3-х… Из 5-и… Из 9-и…из 12-и…
-Дом из дерева (какой) –деревянный. Из кирпича - кирпичный. Из лины-… Из камня-… Из стекла-… Изо льда-… Из снега-… Из бумаги-… Из картона-…
4. Игра «Скажи ласково».
-Представьте себе 2 дома: один настоящий большой, а другой –маленький, игрушечный. Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький.
-Уменя дом, а у вас? (домик)
-Уменя стены, а у вас? (стеночки)
-Уменя дверь, а у вас? (дверка)
-У меня окно, а у вас? (окошко)
-У меня ступени, а у вас? (ступеньки)
-У меня крыльцо, а у вас? (крылечко)
-У меня кирпичи, а у вас? (кирпичики)
5. Физкультминутка. (Стихотворение И. Лопухиной «Игрушечная стройка»)
-Давайте поиграем в игрушечную стройку.
Строим быстро, строим споро, Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом
Без цемента, без раствора. вставая на носки, поднимают руки вверх, кладут кирпичи.
Дом растёт всё выше, выше,
Есть карниз, труба и крыша.
Дом построен, у ворот Дети вытягивают руки вперёд и делают призывные жесты.
Ждёт игрушечный народ.
Проходите Черепашка,
Крокодил и Чебурашка,
И Петрушка, и Матрёшка,
И игрушечная кошка!
Радуйтесь, игрушки, звери, Дети показывают, как открывают окна и двери.
Открывайте окна, двери,
Новоселье затевайте, Дети прыгают, танцуют.
Пойте, прыгайте, играйте!
6. Работа с наглядным материалом. (Показ рисунков).
-Как называется дом ласточки (гнездо, мышки (норка, муравьёв (муравейник, белки (дупло, медведя (берлога?
-Какие из этих домиков есть на картинке? Чьи это дома? (Муравейник-дом муравьёв, норка-дом мыши, гнездо- дом ласточки).
7. Игра «Доскажи слово».
-Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Гном и дом.
Жил да был весёлый гном. А за печкой, за трубой
Он в лесу построил… (дом). Жил у гнома… (домовой).
Рядом жил поменьше гномик. Очень строгий, деловитый,
Под кустом он сделал … (домик). Аккуратный, (домовитый).
Самый маленький гномишко Мох, калину, зверобой-
Под грибом сложил … (домишко). Всё из леса нёс… (домой).
Старый, мудрый гном-гномище Есть любил он суп вчерашний,
Выстроил большой (домище). Пил он только квас… (домашний)
Был он стар и был он сед Каждый день соседи-гномы
И большой был… (домосед). Навещали деда… (дома).
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот… (дом). (И. Лопухина)
8. Итог.
-Какие слова вы называли?
-На какое слово все они похожи?
-Вам понравилось играть в «слова»?
-О чём мы сегодня говорили?
-Что вы узнали о домах?