Назарова Татьяна Валентиновна
Конспект занятия-рассуждения по развитию речи «Учись у них — у дуба, у березы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление логических пар: объекты природы – предметы, созданные руками человека».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей – познание, логика.
Технологии, методы, приёмы: теория развивающего обучения - сотрудничество взрослого и ребёнка, право выбора ребёнка, теория проблемного обучения - создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность; теория познавательного интереса - активное использование накопленных знаний.
Публикация «Конспект занятия-рассуждения по развитию речи „Учись у них — у дуба, у березы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал: фотография для усвоения содержания рассказа Я. Тайца «Послушный дождик», карточки с изображениями объектов природы, карточки с фотографиями предметов из жизни человека, фотографии поливочной системы на колхозных полях, детская лейка, рассада томатов.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе, беседы о природных явлениях, изучение тем «Электроприборы», «Овощи», «Фрукты», «Труд людей в разное время года в деревне и городе», «Профессии», «Как растет живое: растения».
Задачи:
Образовательные:
1. продолжить работу над составлением сложноподчиненных предложений: предложений – доказательств;
2. повторить темы: электроприборы, овощи, профессии, отличие деревни и города;
3. дать понятие об объектах природы и предметами человека, их различием;
4. познакомить с понятием «Колхоз»;
Развивающие:
1. развивать умение составлять логические пары по разным признакам: строение, действие, функционирование;
2. совершенствовать умение различать предметы природы и предметы, созданные руками человека;
3. закреплять умение определять жанр произведения и называть его особенности;
4. формировать умение пересказывать рассказ с использованием опорных картинок и фотографий;
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе как основе всего живого и великого учителя человека;
уважение к человеку труда, его деятельности.
Ход НОД.
1. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня я познакомлю вас с новым произведением Якова Тайца. У него очень интересное название. Послушайте внимательно – «Послушный дождик». А как вы думаете – дождик может быть послушным? (Мнение детей расходится, но даже те, что дают утвердительный ответ, затрудняются доказать свое мнение).
- Молодцы, ребята, вы на правильном пути. Но, чтобы найти правильный ответ. Мы отправимся за помощью к Матушке – природе. Она все знает, все умеет. Ведь именно у природы учится человек, внимательно ее исследует и создает потом предметы, которые помогают нам жить комфортнее.
2. Составление логических пар.
- Я приготовила вам много картинок. Они находятся в этом черном ящике. Но прежде чем работать с ними нам нужно научиться различать объекты природы и предметы, созданные руками человека.
(Сначала слова называет педагог, а потом дети выбирают карточку и сами определяют, к какой группе они относятся).
Объекты природы: солнце, ветер, дождь, северный полюс, птица, нора животного, хобот слона.
Предметы человека: лампочка, вентилятор, холодильник, самолет, дом, пылесос.
- Все окружающие нас объекты можно разделить на 2 части: объекты природы и предметы, созданные руками человека. Сейчас каждый из вас возьмет любую картинку и скажет: к какой группе относится данный объект. (Ребята выполняют задание без ошибок).
Отправимся в историю: когда – то давным – давно не существовало человека.
Были растения, земля, водные пространства, животные. Они уже жили, развивались, росли, приспосабливались к окружающей среде. И вот появился человек. Его первый и главный учитель была природа. Сегодня вы уже узнали, что лейку человек создал, наблюдая за дождем.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру: нужно построиться в 2 шеренги лицом друг к другу.
У одной команды будут карточки с объектами природы, а у другой – карточки с предметами, созданными руками человека.
Нужно найти себе пару и доказать, почему вы так решили. (У педагога тоже есть карточка. Он начинает: «У меня самолет – кто пойдет ко мне в пару? Правильно - птица. Ребенок проговаривает: «Птица и самолет похожи, потому что они умеют летать». Дети справились очень быстро и правильно, им интересно было искать свою пару. Обоснование у каждой пары было составлено).
3. Решение проблемной ситуации.
- Теперь я точно знаю, что вы нашли ответ на поставленный вопрос в начале занятия. Так бывает дождик послушным?
Ответ детей утвердительный: это лейка в душе, лейка в огороде, кран в ванной, пожарный шланг, поливочная система.
- Ребята, послушайте произведение Я. Тайца «Послушный дождик».
Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я — начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!
Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе! (Во время рассказа демонстрируется фотография поливочной системы).
- Подумайте и скажите, в каком жанре написано это произведение? (это рассказ). По каким признакам вы определили? (Все герои и происходящие действия реалистичны – могут быть на самом деле).
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось и запомнилось? (Почти все дети сказали, что играть в логические пары).
Спасибо за ваше внимание.