Наталия Хожаинова
Конспект занятия «Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Сказка» комбинированного вида муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.
Конспект занятия в старшей группе по теме:
«Путешествие капельки и ее волшебные превращения».
Подготовила: Хожаинова Н. В.
воспитатель старшей
группы
г. Абдулино
Публикация «Конспект занятия „Путешествие капельки и ее волшебные превращения“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру. Продолжать способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды. Продолжать обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
Продолжать развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества - развитие воображения, фантазии, художественного вкуса.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
Расширение методов познания окружающей действительности, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Технологии: Технология развивающего обучения, информационно- коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Методические приемы: беседы, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность, загадки, сюрпризный момент, рассказ воспитателя о круговороте воды в природе о том, что вода живая, о кристаллах воды, рассматривание кристаллов воды с использованием мультимедийной установки.
Предварительная работа: Беседы с детьми о значении воды, чтение сказки «Путешествие капельки», Дидактическая игра «Кому нужна вода» (людям каких профессий, наблюдение за водой во время прогулок (дождь, ливень, тучи, лужи, туман, снегопад, сосульки).
Оборудование:
• Презентация
• Глобус
• Узкий и широкий стаканы
• Бутыль с водой
• 2 стакана: с водой и молоком
• ложки
• Сахар, соль, аскорбиновая кислота
• Песок
• Подсолнечное масло
• Кубик, мяч, полоски разноцветной бумаги
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра на общение. Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу. Пожелайте им доброго утра.
А о чем сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)
Сегодня, ребят, мы поговорим с вами, о ее Величестве Воде. Вода это чудо природы. Капля воды дороже золота.
А сейчас послушайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
Что это? (Это глобус).
Что такое глобус? Это модель земли в уменьшенном виде. А что можно увидеть на глобусе?
Глобус показывает форму планеты, она округлая, мы видим моря, океаны, сушу.
А в какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля, горы. А какого цвета больше всего на глобусе? (голубого, это цвет воды)
А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета?
Правильно, весь глобус как – будто окрасился голубым цветом.
А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса, на снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса.
Запись журчание воды. Стук в дверь. Ребята посмотрите, кто к нам пожаловал, странный гость. Ты кто?
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капелька. (грустным голосом). Здравствуйте, ребята меня зовут Снежинка. (веселым голосом)
Дети. Капелька, почему ты такая грустная?
Капелька. Мне очень грустно, потому что (плачет)
Дети. Что ты плачешь, расскажи скорее.
Капелька. У меня были две сестрички. Мы жили дружно, никогда не ссорились. Однажды, солнышко грело так сильно, что одна из моих сестриц превратилась в пар. А потом нагрянул мороз. Вторая сестрица в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла на месте, превратившись в красивую снежинку. А я успела спрятаться, да вот и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать во мне и «паринке» родных сестер. Сегодня я решила привести к вам на занятие свою сестру снежинку. Ребята, помогите, докажите снежинке, что мы все родные сестры.
Ребята, вы хотите помочь Капельке?
Дети. Конечно, поможем, Капелька.
Воспитатель. Давайте, ребята, расскажем Капельке, что мы знаем о воде.
Воспитатель: Я и стужа и туман, и ручей и океан, я лечу и бегу и стеклянной быть могу.
Ребенок: Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Капелька. Ой, как интересно (повеселев). У меня даже настроение поднялось. Я уверена, что вам удастся расколдовать моих сестер?
Воспитатель: Вода находится в трех состояниях, а для того чтобы расколдовать снежинку и доказать ей, что вы все родные сестрички мы приглашаем вас в сказочное путешествие с маленькой капелькой.
Воспитатель: В маленьком родничке родилась капелька. Она с интересом слушала журчание родного ручейка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала о путешествии. А для этого ей нужно было попасть в ручеек, который вытекает из родничка, помог ей лягушонок, на своих лапках он перенес капельку в ручеек. (Слайд) Ручеек бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку. (Слайд) Капелька играла, переливалась на солнце, ей было очень весело. Наступили жаркие дни. Капелька, от жары испарилась, и поднялась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней присоединились другие и облачко поплыло. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они опять попали ручеек. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в ручейке…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.) Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.
Дождик
По дорожке полевой,
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички,
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте,
Носит воду в решете,
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь! А. Яшин
Сейчас, давайте представим, что наша комната исследовательская лаборатория. Вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Для работы нам понадобиться специальная рабочая одежда. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
1. Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
2. Уши внимательно слушают и все слышат.
3. Голова хорошо думает.
4. Наши ноги нам не мешают.
5. Наши руки нам помогают.
Опыт № 1 “Определение формы воды”
На столе лежит кубик и мячик. Какой формы эти предметы. А имеет ли форму вода? Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. Что можно сказать о форме воды? Вывод: вода принимает форму того сосуда в котором находится.
Опыт №2 «Вода жидкая, может течь»
Ребята, возьмите 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой, давайте перельем воду из одного стакана в другой и обратно. Почему вода льется? Какая она? Вывод: вода жидкая, она может течь».
Опыт №3 “Определение цвета воды”
У меня на столе стоят 2 стакана: в одном налито молоко, в другом вода. Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока. Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Нашли такую полоску? (Нет) У воды есть цвет? (Нет). Так как мы можем сказать о воде? (Она бесцветная).
Опыт №3“Определение прозрачности воды”
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте, опустим в стакан с молоком ложечку посмотрим сквозь стакан видно ее нижнюю часть или нет. (Нет.) А если ложечку опустим в стакан с чистой водой? (Его будет видно.) Вывод, что вода – прозрачная.
Опыт №4 “Определение запаха воды”
- Какой запах имеют цветы? Духи? Лекарство валериана? (приятный, цветочный, сладкий) -А теперь, понюхайте воду. Имеет ли она запах? Вывод: вода не имеет запаха
Опыт №5 “Определение вкуса воды” «Вода - растворитель»
А есть ли у воды вкус? Попробуйте воду. Первый и второй столы размешивает в воде сахар, третий стол- соль, четвертый стол – аскорбиновую кислоту, четвертый- стол будет растворять в воде растительное масло. Вывод: сахар, соль, аскорбиновая кислота растворились в воде. А теперь подойдите к моему столу и попробуем растворить в воде растительное масло. Вывод: Масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности желтыми капельками, а в другом стакане попробуем растворить песок. Вывод: песок не растворяется. А оседает на дно стакана. Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Физкультминутка
Ой, мы совсем забыли про нашу подружку маленькую капельку. Что с ней произошло дальше…
“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в ручейке. На улице стало холодать, ручеек постепенно замерз - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда ручеек замерз, ведь она теперь не могла двигаться…”
- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)
Зимние деньки
Музыка по воздуху зимнему плывет…
Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.
Бегуны стараются, по катку летят.
Мамы улыбаются, глядя на ребят.
Снежные хрусталики падают на лед…
И большим и маленьким – всем полезен спорт!
- Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть и снег, и лед.)
- А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)
Ребята, возьмите в ладошку по одной льдинке. Какая льдинка? Что с ней происходит? Льдинка начала таять и превратилась в воду. Правильно, под действием тепла снег и лед превращаются в воду.
А что же происходило с нашей капелькой дольше?
…” Пришла весна, становилось все теплее, и вскоре лед растаял, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. Облако поплыло над лесами, полями, городами и селами. (Слайд) И все новые и новые капельки присоединились к этому облаку.
Капелька превратилась в облачко. Послушаем стихотворение об облаках.
Облако
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой. В. Степанов
- Как жидкая вода при нагревании переходит в пар, мы пронаблюдаем на опыте. Для этого все подойдите к столу.
Правила поведения в лаборатории
1. Не толкай соседа во время работы.
2. С горячей водой будь осторожен.
Ребята, как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку чайника? Давайте проверим, так ли это? (подношу блюдце, когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуя пар. Капелькам некуда деваться и они оседают на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. Вывод: Пар это тоже вода.
“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”
- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю? (Да)
Все новые и новые капельки присоединились к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала большой и тяжелой, что хлынул дождь. (Слайд) Наша капелька попала на землю вместе с другими и просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, капля очистилась, стала прозрачной, похожий на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию. Так происходит круговорот воды в природе.
- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии? (В реках, озерах, в ручьях)
- Где вода встречается в твердом состоянии? (Сосульки, снежинки, льдинки)
- Где вода встречается в газообразном состоянии (Пар чайника, облака)
Подвижная игра
Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Туча, а вы – мои детки Капельки подбежали ко мне все мои детки, вот какая Тучка стала большая. Ой, капельки, какой сильный дует ветер, вам пора отправляться в путь, но не забывайте вернуться домой. (Под музыку дождя танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, но им скучно стало по одиночке и собрались они сначала в маленькие ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело. Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не бразгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Снежинка. Капелька, я была не права, прости меня, ребятам удалось меня убедить, что мы все родные сестры, и я и «паринка» могут стать такими же капельками воды, как и ты.
Капелька. Ребята, спасибо вам большое, что нам удалось расколдовать мою сестричку снежинку. Нам у вас так понравилось, что и уходить нет желания.
Воспитатель: Капелька, снежинка оставайтесь с нами до конца занятия и посмотрите сказочную инсценировку.
Сказка инсценировка «Разноцветная речка»
Вед: Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками текла речка - чистая и прозрачная, со студёной водой.
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку…
Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
Плачет малая речонка,
Одолел речку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод. И провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нё м не было: удобрение, ядохимикаты, отходы. Пожелтела наша заводь… А ты подружка. Чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз: банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я краснела и синела, и зеленела… И вот стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Желтая рыбка: Что же нам делать? Как дальше жить?
Воспитатель: Ребята, вы внимательно послушали рыбок, вспомните, отчего река стала цветной.
Скажите, пожалуйста, а как вы будите вести себя, когда приедете на речку отдыхать? Дети: Нужно сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.
Воспитатель: Вы мне не поверите, если я вам скажу: вода слышит? Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Я вам сейчас покажу. Ученые говорили добрые, хорошие слова воде, включали хорошую музыку, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через микроскоп, вот какой прекрасный получился кристалл. Затем воде дали послушать музыку с мобильного телефона, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Кристаллики воды стали уродливыми. Вот и получается, что вода живая, она способна слышать и слушать. А все живое требует к себе бережного отношения.
- Ребята, подойдите, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте скажем воде добрые слова. Пожелайте ей любви, добра и здоровья, а теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своей любовью, здоровьем и добром
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Почему?
Как мы помогли капельке?
Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?
- Что нового вы узнали на нашем занятии?
- О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?
-Я работал с настроением.
-Я доволен собой
-Я испытывал иногда трудности
Итог занятия.
Вода передала вам открытки с изображением своего кристалла, который включает в себя здоровье, любовь и добро. Никогда не забывайте, что вода живая, а все живое требует к себе бережного отношения.
Воспитатель:
Человек запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь планете не одни!
Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
До свидания!