Марина Трушина
Конспект занятия познавательной деятельностью «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Мир камней»
(Подготовительная группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.
Задачи: - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;
- устанавливать связь между явлениями природы;
Публикация «Конспект занятия познавательной деятельностью „Мир камней“» размещена в разделах
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: коллекция камней, шкатулка с украшениями (бусы из малахита, янтаря и другие, письмо от гномов, иллюстрации построек из камня (памятники, фонтаны, исследовательские таблицы на каждого ребенка, миски с водой, лупы, гвоздики, цветные карандаши, нарисованная гора, мяч, фломастеры.
Ход занятия:
1. Приветствие (звучит фоновая музыка).
Воспитатель. (В.) Давайте пожелаем друг другу доброго утра через наши ладошки.
- Доброе утро, Даша! (Дети дотрагиваются до ладошек).
- Доброе утро, Витя!
- Доброе утро, солнце! (руки вверх).
- Доброе утро, небо!
- Доброе утро, земля! (руки вниз).
- Доброе утро, все дети! (руки в стороны).
2. В. Ребята, когда я ехала к вам в гости, меня встретил почтальон и передал вам вот это письмо. Давайте пройдем на стульчики и прочитаем его.
Чтение письма гномов: «Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течет прозрачная горная речка. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем из них украшения. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны.
В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может, они и правы. Вот, например, чтобы суп был соленый, нужна соль, а это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства.
Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятано много камешков. Пусть каждый из вас найдет камень и узнает его секрет. Удачи вам!
Гномы – хранители камней»
В. Вот какое интересное письмо. Я вам предлагаю стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней, которые спрятали гномы.
Дети вместе с воспитателем подходят к нарисованной горе и ищут камни, рассматривают и отвечают на вопросы.
- Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех разные).
- Камень – это живая или неживая природа?
- А почему вы так думаете?
3. В. Давайте возьмем камни и отправимся в нашу лабораторию. Проходите за столы. Теперь мы с вами настоящие исследователи. Подумайте, как можно исследовать камни?
Ответы детей.
В. Результаты исследований, то есть то, что мы будем узнавать, мы будем отмечать вот в этой таблице. Напротив каждой картинки отмечайте свойства камня.
Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.
Опыт 1. Рассмотрите камни и отметьте в таблице цветным карандашом, какого они цвета.
Дети делают зарисовку карандашом соответствующего цвета.
Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Нарисуйте в таблице значком это свойство.
Опыт 3. Рассмотрите камень через лупу. Что есть на нем? (трещинки, узоры). Если они есть, поставьте в таблице плюс. Если нет – минус.
Опыт 4. Проведите по камню пальцем. Остался ли след? (нет). Поцарапайте камень ногтем. А теперь остался след? Попробуем поцарапать гвоздиком. Если остался след, поставьте плюс. Если нет – минус. Трудно поцарапать камень? (трудно). О чем это говорит? Что камень какой? (твердый).
Опыт 5. Возьмите камень, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите камешек в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? (результаты опыта в таблицу не заносятся, просто обсуждаются).
Опыт 6. Опустите камень в воду. Что с ним происходит? (он тонет). Отметьте результаты в таблице.
4. В. Мы с вами провели научные исследования. Нам нужно приготовить отчетный доклад на конференцию. Теперь Лена с помощью таблицы расскажет о свойствах своего камня. Мы наденем тебе специальную шапочку, как у настоящего ученого. Она называется феска. Свой доклад ты можешь начать так: «Мой камень … цвета».
На выступающего ребенка надевается феска. По опорной таблице он делает доклад о свойствах камня. Выслушивается 1-2 доклада.
5. Физминутка. Игра с мячом «Скажи наоборот».
В. Подойдите все ко мне поближе, встаньте в кружочек, мы поиграем с вами в игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть свойства камня, а вы мне должны назвать противоположное по смыслу слово: холодный – теплый, мокрый – сухой, большой – маленький, гладкий – шершавый, светлый – темный, острый – тупой, тяжелый – легкий, крупный – мелкий.
6. В. Вот мы с вами рассмотрели камни, исследовали их, узнали их свойства, даже поиграли. А вы знаете, что можно сделать из камней? (ответы детей). Давайте посмотрим (на доске иллюстрации памятников, зданий). Вот сколько всего может сделать человек из камней. Но из камня можно не только строить, но и делать очень красивые вещи. Посмотрите, какую я вам сегодня принесла красивую шкатулочку. Давайте рассмотрим, что в ней лежит.
Дети рассматривают украшения, любуются, примеряют.
7. В. Давайте мы с вами тоже сделаем для гномов красивые подарки из простых камней. Как это можно сделать? (ответы детей). А мы сегодня будем оживлять камни при помощи фломастеров.
Дети «оживляют» камни.
В. Посмотрите, какой у меня красивый ларец. А что, если мы в него сложим подарки и отправим его гномам? Они будут очень рады.
Дети кладут в ларец камни.
8. В. Ребята, вспомните, где живут гномы? (в горах). Давайте с вами сделаем гору.
Игра «Гора и камешки».
В. Возьмитесь за руки, поднимите их высоко-высоко. Это гора. Но под воздействием солнца, дождя, ветра горы незаметно для человеческого глаза постепенно разрушаются. Как только подул ветер, наша гора рассыпается (дети разбегаются, ветер утих, а камешки замерли в интересных позах (дети замирают).
Игра повторяется 2-3 раза.
9. Рефлексия занятия.
В. Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились узнавать тайны камней. А я в благодарность вам тоже хочу сделать подарки. Конечно же, это камушки. Но только съедобные. Я думаю, вы ими поделитесь со своими друзьями и расскажете им о том, что сегодня узнали интересного.