Елена Гиацинтова
«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Сравнение свойств песка и камней»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской
деятельности (старшая группа)
Цель: Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования.
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Познание», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Задачи
Публикация «„Сравнение свойств песка и камней“, Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней);
Развивающая: развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности. Закреп-лять правила поведения при участии в экспериментах. Расширять и обогащать словарный запас (песчинки, шершавый). Активизировать в речи слова: ученный, лаборатория.
Воспитательная: Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним.
Методы и приемы
• Сюрпризный момент (внесение мешочков с песком и камнями) .
• Вопросы: Что внутри? Как узнать? (обследование мешочков)
• Что тяжелее песок или камни? Сравнение песка и камней. Опыты.
• Физкультминутка «Гора».
• Д/игр «Живая и неживая природа».
• Заполнение личных дневников
• «Сад камней».
Материалы и оборудование: песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, трубочки для коктейля, мешочки, мультимедийные проектор, 1\4 альбомного листа, клеенки фартуки, ложечки, дневники для записи исследований.
Ход занятия
Воспитатель:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным.
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.
А теперь ребята давайте с вами устроимся поудобнее и посмотрим на экран.
Слайд №1 –«Космос»
Воспитатель: Что изображено на экране?
- Что бывает в космосе?
- Какие планеты вы знаете?
Слайд №2 – вид Земли из космоса
Воспитатель вместе с детьми рассматривает, что обозначает каждый цвет на нашей планете.
Воспитатель: Как все это можно назвать одним словом? (природа). Ребята, мы с вами уже говорили о том, что бывает живая и неживая природа.
Слайд №3 – «Живая и неживая природа»
Д/И «Живая и неживая природа».
Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о свойствах
песка и камня. И сейчас я предлагаю вам сравнить эти материалы с помощью опытов и наблюдений.
Воспитатель: Кто проводит опыты и исследования? Как называется ком-ната, где работают ученые?
Воспитатель: Ну что, мои юные ученные, отправимся в нашу лаборато-рию?
-Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)
- У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?
-Сейчас мы с вами вспомним: - Какого цвета вода в ваших стаканчиках? Имеет ли вода цвет, вкус, форму.
- Какого цвета песок? Он мокрый или сухой? Имеет сухой песок форму?
- Какие камни перед вами? Возьмите камни в руку потрогайте, погладьте их. Что вы еще можете мне сказать о камнях?
Ребята, а как вы думаете, что тяжелее песок или камень?
Опыт №1. Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза) .
Вывод: Камни тяжелее, они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.
- А из чего состоят камни? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается?
Давайте еще раз подтвердим свои выводы и докажем гостям, что песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.
Опыт №2. С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)
-А теперь попробуйте подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжёлый) .
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.
Давайте выясним, почему мы не смогли сдуть и разделить на маленькие частички камень, а с песком это у нас получилось легко.
Опыт №3. Насыпьте немного песка на листок белой бумаги и рассмотрите песчинки через лупу. Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?
- Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и, мы не можем его разделить.
-Ребята, если камень нельзя разделить, тогда откуда берутся камешки?
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора старушка
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает
И камешки теряет.
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы.
Воспитатель: А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в свой дневник «Юного исследователя».
Форма
Вес
Цвет
Воспитатель: А как вы думаете, из камней может вырасти сад? (нет камни, они мертвые, а не живые)
Воспитатель: Я предлагаю вам создать свой сад на песке из камней.
Дети выполняют творческую работу. Выкладывают из камней цветы, деревья и т. д.