Нина Адмайкина
Конспект занятия «Свойства песка и камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания детей о понятии «природа» и её видах; закрепить знания детей о свойствах песка и камня,
умение работать со схемами-моделями, сигнальными карточками; закрепить, что песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится; камень – твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения, обогащать восприятия мира.
Публикация «Конспект занятия „Свойства песка и камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивающие: развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, мелкую моторику рук, активизировать и пополнить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности, любовь к родной природе.
Методические приемы:
Словесные: беседа; ответы на вопросы.
Наглядные: рассматривание песка и камней.
Практические: использование игровой мотивации; действия с предметами, работа со схемами-моделями, сигнальными карточками.
Материал и оборудование:
Схемы-модели, опорные карточки, тазик для песка, ведерко с песком, тазики с водой, лейки, камешки маленькие и большие, губки, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание камней и песка на улице и в аквариуме, игры-эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а теперь всё внимание на меня, смотрите и делайте, как я.
Игра «Заряд бодрости»
- Мои ушки слышат всё!
(массаж «козелков» ушей)
- Мои глазки видят всё!
(массаж надбровных дуг)
- Я вдыхаю красоту!
- Я вдыхаю силу!
Воспитатель: Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.
Дети, послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите о чём оно?
Сияет солнце, воды плещут
На всём улыбка, жизнь во всём
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворён
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
О чём же говорится в этом стихотворении?
Дети: О природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Всё, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: На какие два вида делится природа?
Дети: на «живую» и «неживую»
Воспитатель: Что относится к «живой» природе?
Дети: Человек, животное, растение
Воспитатель: Что к «неживой»?
Дети: Камни, солнце, звезды.
Воспитатель: Почему мы называем природу «живая»?
Дети: Потому, что она питается, растет, размножается.
Воспитатель: Почему «неживая»?
Дети: Потому, что она не питается, не растет, не размножается.
Воспитатель: Составьте схему природы
(Один ребенок у доски, остальные на местах).
Воспитатель: Оцените сигнальными карточками, правильность составления схемы у доски.
(Дети оценивают).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что к неживой природе относятся – камни, солнце, вода, песок. Вот сегодня мы и поговорим о песке и камнях.
Воспитатель высыпает песок в тазик.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей.)
Посмотрите, как он сыплется. Почему песок сыплется?
Ответы детей.
Воспитатель: А какого цвета сухой песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Попробуйте его насыпать в воронку. Что происходит?
Дети: Песок сыплется.
Воспитатель: Попробуйте набрать песок в сито. Что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Дети, скажите, какой песок?
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель: Можно ли из него построить домик?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поэкспериментируем, то есть все же попробуем собрать его горкой.
Вместе с детьми воспитатель собирает песок горкой, он рассыпается.
Воспитатель: Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?
Ответы детей.
Дети поливают песок из лейки.
Воспитатель: Какой стал песок?
Ответы детей.
Дети уточняют, что песок не сыплется.
Воспитатель: Давайте насыплем песок в воронку. Не сыплется. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте теперь попробуем построить башню. Но вначале мы с вами разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца
Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук
Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши
-Ох! - один хлопок
И ушел. Газон засох. - ритмичные хлопки по столу.
Воспитатель: Теперь ваши ручки готовы лепить.
Дети вместе с воспитателем строят из песка башню. Воспитатель: Ребята, вы любите играть в игру «Солнышко и дождик»? Давайте поиграем.
Дети играют в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Ребята, а у нас еще есть камни. Сколько их?
Дети: Много.
Воспитатель: Какие камушки по размеру?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, подойдите к камушкам и возьмите их в руки. Постучите камень о камень.
В руки камушки мы взяли
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так.
Не разбить их нам никак.
Постучите еще раз.
Дети стучат
Воспитатель: А теперь предлагаю провести исследовательскую работу. Положите камни на дорожку и попробуйте наступить ногой на камень. Не разбить их никак. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети возьмите в одну руку большой камень, а в другую руку я дам вам губку. Определите что тяжелее?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь предлагаю провести опыт. Подойдите к тазику с водой и опустите в него камень, а затем губку. Что произошло с камнем?
Ответы детей.
Воспитатель: А что произошло с губкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему камень утонул?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему не тонет губка?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит башня из камней будет прочная. Давайте её построим.
Дети строят башню.
Воспитатель: Ребята, мы построили башни из песка и камней. Они получились у нас красивые и прочные.
Итог занятия.