Лариса Малюгина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему : «Ознакомление со свойствами камней»
Программное содержание:
дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;
развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;
создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Подготовка воспитателя к занятию :
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Предварительная работа: выбор героя определён детьми, лепка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки.
Организация детей на занятии : свободная.
Ход занятия.
I. Организационная часть: (2 .мин).
«Находка в сундучке»
Дети входят в группу, обращаются к гостям:
Здравствуйте. Мы рады вас видеть!
Предлагаю детям показать свои шкатулки, хвалит, какие они красивые, аккуратные и прошу заглянуть внутрь.
Что нового появилось в вашей шкатулке?
Дети отвечают.
Они красивые? Вам нравятся?
Дети делятся впечатлениями.
Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим волшебство.
Предлагаю детям перекладывать волшебный камешек из руки в руку и говорю, что тогда к ним придёт тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровается и знакомится с детьми.
ТЁПА. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета?
Дети отвечают.
Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку.
Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показывают ему её. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их много.
II. Основная часть (20 мин)
2.1. «Одежда для Земли»
- Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем.
Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки. (Подсказываю детям).
-У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показываю глобус). Знаешь, Тёпа, что это такое?
ТЁПА. Это, наверное, мячик.
Дети объясняют ему, что это глобус.
- Посмотрите на глобус. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.
ТЁПА. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были в горах?
Дети отвечают.
- Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните, камешки лежат там как маленькие горы. (Показываю детям иллюстрации).
-Хотите тоже построить гору в воде?
2.2. Эксперимент с водой.
Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Наливаю воду.
Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше – от маленьких или больших?
Дети отвечают.
2.3. Складывание гор из камней.
-Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода. (Предлагаю взять несколько камней в руку и потрясти их) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.
Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смотрит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высокую гору. Все дети любуются горами.
ТЁПА. Какие камешки вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Дети делятся впечатлениями.
2.4. Физминутка—игра «Преодолеем препятствия»
Предлагаю детям вообразить: как мы будем продвигаться между гор: вот узкая тропинка, вот широкая, вдруг камни полетели откуда-то сверху, вдруг на нашем пути встретился упрямый козлик, а здесь мы увидели цветы на склоне и захотели их сорвать (вместе с детьми имитирую движения).
2.5. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы.
Тёпа загрустил.
Что же ты загрустил?
Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить мне камешки из вашей коллекции? А у меня есть и мешочек для камешков, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о камешках побольше и поинтереснее.
Дети рассказывают о камнях, называя их свойства.
(тяжелые, твердые, тонут в воде, от больших камней образуются брызги в воде, бывают разноцветными, гладкими, ребристыми, теплыми или холодными)
Подшучиваю над Тёпой и дарю ему камешек из пластилина. Тёпа «случайно обнаруживает», что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони). Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня (если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы).
ТЁПА. И я сейчас над вами подшучу. (Достаёт камешки-конфетки). Это тоже камешки. (Пробует).Их можно кушать.
III. Заключительная часть: (3 мин.)
Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает всё узнанное, но нужно возвращаться к своим друзьям.
- Спрашиваю детей, что им сегодня понравилось? Что они запомнили? Поощряю детей за активность.