Юлия Волгина
Конспект занятия познавательно-исследовательской направленности «Бусинки в ледяном плену»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
Продолжительность деятельности: 25 мин.
Цель деятельности: Формирование представлений о свойствах льда в процессе опытнической деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы, находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций, умение планировать этапы своих действий.
2. Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, слышать партнера.
3. Сформировать умение проводить несложные опыты с льдом.
Публикация «Конспект занятия познавательно-исследовательской направленности „Бусинки в ледяном плену“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снег и лед
- Темочки
4. Активизировать речь и обогатить словарь детей: холодный, бесцветный, не имеет запаха, прозрачный, не тонет, хрупкий, тает в тепле.
Материалы и оборудование: бусинки во льду по количеству детей, бусинки и нитки для нанизывания на каждого ребенка, стаканы с водой, монетки по количеству воспитанников, фигуры 3 цветов для деления на подгруппы, ёмкость с тёплой водой, маркеры для доски.
Предварительная работа: отгадывание загадок о явлениях природы, рассматривание иллюстраций об осадках и других погодных явлениях, чтение литературных произведений: «Снежинка» К. Бальмонт, «Туча» Г. Сапгир, «Радуга» С. Маршак, «Туман» И. Токмакова, предложить дидактические игры «Ходит капелька по кругу», «Вода – не вода», «Вода, земля, воздух».
Форма организации: подгруппы.
Ход деятельности:
Компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Расположение детей (свободно по группе)
1. Введение в образовательную ситуацию. Постановка проблемы.
Воспитатель «Я шла к вам в садик и несла бусинки, чтобы вы сделали бусы в подарок мамам, уронила их в воду и мороз превратил их вот во что» (показывает льдинки с бусинками). Определение проблемы: Как освободить бусинки из ледяного плена? Можем ли мы помочь?
Расположение детей (на стульях лицом к воспитателю.)
2. Постановка задачи:
Как быстрее освободить бусинки из ледяного плена?
3. Поэтапное решение проблемы (диалоговая беседа).
Воспитатель: Загадка
«Прозрачен, как стекло
А не вставить в окно! (лед)
Воспитатель: Что случилось с бусинками на морозе?
Как освободить бусинки из плена?
Определение и выбор высказанных предположений детьми. Только после того, как будут выказаны все предложения, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции «хорошо-плохо».
Воспитатель предлагает выбрать три гипотезы и проверить их в лаборатории. Воспитанники отгадывают загадки
Ответы детей.
1. Можно погреть в руках, они теплые, лед растает. (Хорошо-лед растает, и бусинки освободятся, плохо-руки замерзнут).
2. Можно отогреть в варежках (Хорошо-дед тоже растает, и бусинки освободятся, плохо-варежки намокнут).
2. Можно положить на батарею (Хорошо – лёд растает, плохо - долго ждать придется)
3. Есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его (хорошо – быстро освободим бусинки, плохо – нет в детском саду)
4. Можно отковырнуть ножом – только попросить взрослых (хорошо – быстро поломаем лёд, плохо можно пораниться или поломать бусинку).
5. Можно положить в теплую воду, там лед растает (хорошо – лёд растает, плохо – надо ждать)
6. Можно просто оставить в группе (хорошо – лёд растает, плохо – долго ждать).
1. Поставить на батарею.
2. Погреть в руках.
3. Положить в теплую воду
Расположение детей: делятся на 3 подгруппы, в зависимости о цвета фигуры, которую они выбрали. Воспитанники переходят в лабораторию и располагаются вокруг стола «своего» цвета.
4. Самостоятельная практическая деятельность воспитанников: работает «лаборатория чудесных превращений» Воспитатель еще раз вместе с детьми проговариваю гипотезу, которую будут проверять воспитанники за каждым из столов. Воспитанники проверяют гипотезы:
- поставить на батарею
- погреть в руках,
- положить в тёплую воду
Расположение детей (на стульях лицом к воспитателю.)
5. Выводы. Воспитатель побуждает детей сделать выводы по результатам практической деятельности.
Предполагаемые выводы детей:
- быстрее всего освободила теплая вода
- ребята теплом своих рук лёд растопили и бусинки оттаяли, только руки замерзли.
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Игра «Освободим бусинки из ледяного плена». Ребёнок в роли бусинки, дети-замерзшие капельки. Они крепко обнимают его со всех сторон – «бусинки в ледяном плену». Воспитатель теплыми руками гладит детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку (ребёнка).
Расположение детей на стульях (вокруг столов)
6. Определение дальнейших действий. Опыты со льдом.
Воспитатель после каждого опыта уточняет то или иное свойство льда.
1. Какого цвета лед? Сравнить с водой (бесцветный).
2. Понюхать – не имеет запаха.
3. На тарелку положим монету и накроем сверху кусочком льда. Монета видна. Значит лед прозрачный.
4. Бросим кусочек льда в стакан водой. Лед не утонул. Предложить его утопить. Лед не тонет, значит, он легче воды. Весной можно увидеть, как плывут льдины по реке.
5. Ударить лед молотком - раскололся на мелкие кусочки. Вывод: лед хрупкий. На столах у воспитанников кусочки льда, монетки, стаканы с водой. Опыты проводятся одновременно с педагогом.
Расположение детей (вокруг стола)
7. Итог занятия Воспитатель предлагает схематически изобразить свойства льда, с которыми воспитанники познакомились на занятии и составить рассказ о свойствах льда.
Мы «освободили» бусинки, растопив лёд, значит ещё одно свойство льда - тает в тепле. Воспитанники обсуждают и зарисовывают знаками свойства льда (холодный, бесцветный, не имеет запаха, прозрачный, не тонет, хрупкий)
Зарисовывают данное свойство льда.
Составление коллективного рассказа о свойствах льда.
8. Анализ занятия С какими свойствами льда мы познакомились?
Положительная оценка педагогом деятельности детей. Воспитанники осуществляют оценку собственной деятельности.
9. Продуктивная деятельность (по желанию воспитанников) Воспитатель предлагает желающим сделать бусы мамам из «освобождённых» бусинок Продуктивная деятельность желающих детей.