Ольга Удалова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «слушание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель: Удалова Ольга Сергеевна, МБДОУ "ДСОВ №1"г. Братск
Тема: Высокие и низкие звуки
Образовательная область: познавательное развитие.
Цели: ознакомление детей со свойством звука – высота, закрепление понимания выражений «высокий звук – низкий звук», «высокий голос – низкий голос».
Задачи: 1. Дать представление о том, что звуки обладают высотой.
2. Формировать навык слухового восприятия: умение анализировать относительную высоту звучания, употреблять в речи слова и выражения, отражающие данное свойство звука.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „слушание“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
3. Воспитывать интерес к звуковой сфере окружающего мира.
Словарная работа: высокие и низкие звуки, высокий голос, низкий голос.
Оборудование и материалы: магнитная доска, изображения «дерево», «медведь», «птичка»; карточки: «стрелка вверх», «стрелка вниз», «кошка», «котенок»; металлофон, флейта, два разнозвучных колокольчика.
Предварительная работа: музыкально-дидактическая игра «Отгадай, на чем играю».
Ход занятия.
Музыкальный руководитель проводит с детьми игровую разминку.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, как солнышко по небу ходит? Вот так:
Утром солнышко встает выше, выше, выше! (поднимают руки вверх)
К ночи солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже! (опускают руки)
Утром солнышко снова выйдет на небо синее! Споём песенку про солнышко!
1. Солнышко встало, - руки поднимаем вверх
В небе засияло, - опускаем руки вниз
С нами, с нами - хлопки: перед собой – по правому. бедру, перед собой,
по левому бедру
В садике гуляло. – хлопки продолжать.
2. Птички летели, - руки вверх
На головку сели, - руки на голову.
Дальше полетели, - руки вверх
И на плечи сели, -руки на плечи
Дальше полетели, - руки вверх
На животик сели, - руки на животик
Дальше полетели, - руки вверх
На коленки сели, - руки на коленки
Нашим ребятам - хлопки как в первой части.
Песенку запели.
(Н. Лобанова)
- Ребята, а как птички песенку поют? Полетайте и почирикайте как воробушки!
Проводится упражнение «Легкий бег и прыжки». Затем м. р. вносит коробку.
- Ребята, смотрите, воробушки принесли нам коробку! А в коробке лежат разные картинки! (достает карточки со стрелочками показывает детям)
Что это?
Дети: Стрелочки вверх и вниз.
М. р. : Правильно! Интересно, что это значит?.
Достает карточки Кошка и Котёнок.
- А еще вот кто к нам в гости пришел!
М. р. исполняет песенку «Кошка и Котёнок» :
На окно-окошко
Села мама-кошка,
Села, посидела,
Песенку запела: мяу, мяу!
Тут котёнок услыхал,
Быстро к маме подбежал,
Он на маму посмотрел,
Тонким голосом запел: мяу, мяу!
Ребята, а Кошка и Котенок хотят с вами поиграть! Они спрячутся, а вы отгадайте, кто из них мяукнул.
Проводится игра «Отгадай, чей голосок». Дети определяют на слух.
_ Ребята, а как вы отгадали, что сейчас Кошка мяукала? Ведь песенка у них одинаковая: «мяу»!
Дети обычно затрудняются, не зная, какими словами объяснить отличие в звучании. Это - проблемная ситуация.
- Давайте-ка посмотрим, что еще есть в коробке! Ой, да здесь мишка, и птичка, и дерево высокое! Как вы думаете, почему они вместе? (ответы детей) Правильно! Мишка и птичка живут в лесу! (закрепляет дерево магнитами на доске, затем медведя прикрепляет на макушке дерева, а птичку под деревом) Вот, ребята! Скажите, правильно я поместила мишку и птичку? Нет? Почему?
М. р. подводит детей к пониманию того, что медведь не может жить наверху – ведь он большой и тяжелый, поэтому он живет внизу, под деревом. А птичка маленькая и легкая, поэтому может жить наверху, на самой высокой веточке. Дети переставляют фигуры на доске.
- Ребята, вы помните, что у нас есть стрелочки? Давайте подарим их. какую стрелочку мы подарим мишке? Правильно, стрелку вниз. А птичке - стрелку вверх.
Мишка так обрадовался, что решил нам спеть свою песенку:
Я мишка косолапый,
Я песни петь люблю.
Мой голос очень низкий,
Всегда я так пою: ля-ля-ля-ля-ля! (м. р. поет низким голосом, сопровождает пение движением руки внизу)
А птичка ему в ответ спела свою песенку:
Я птичка-невеличка,
Я песни петь люблю.
И голосом высоким
Всегда я так пою: ля-ля-ля-ля-ля! (м. р. поет высоким голосом, сопровождает пение движением руки вверху)
* А мишка ей в ответ: ля-ля-ля! (рука внизу)
А птичка: ля-ля-ля! (рука вверху)
А мишка: ля-ля- ля (руку вниз)
Ля-ля-ля! (руку вверх)
Ля! (руку вниз) Ля! (руку вверх) Ля! (руку вниз) Ля! (руку вверх)
(О. Удалова)
М. р. предлагает детям петь по-медвежьи и по-птичьи, и показывать руками низ и верх. (Упражнение повторить от «*»)
- Вот, ребята! Давайте запомним, что если петь как мишка – то такой голос называется «низким». А если петь как птичка, то голос называется, наоборот, «высоким»! Правильно нам стрелочки показывают? Голос у мишки какой? Низкий. А у птички какой? Высокий.
Ребята, а кто из вас выше всех на носочки поднимается? Покажите мне! Все вместе… (проводится физкультразминка) На носочки встанем, потолок достанем! (все дети тянутся вытянутыми руками вверх) Руки опускаем, море покачаем! (дети наклоняются и качают руками возле пола) И ещё раз! (разминка повторяется)
- Хорошо. Заглянем снова в коробку! (достает флейту) Это флейта. Она может петь и как мишка, и как птичка! Я сыграю на флейте, а вы отгадайте, кто изображает флейта – мишку или птичку?
Игра «Отгадай на слух» : м. р. поочередно исполняет два звука (октава, дети активизируют слуховое внимание и анализируют исполнение, применяя полученные знания об относительной высоте звучания.
- Молодцы! А в коробке еще сюрприз! Отгадайте, что это? У него пластинки звонкие, как льдинки! Что это? Правильно, металлофон! (достает, ставит вертикально) Вы заметили, что этот инструмент похож на лестницу? Вот низкая ступенька (извлекает звук, а вот высокая (извлекает звук). Как вы думаете, для кого низкая ступенька – для мишки или для птички? (ответы детей)
Игра «Звуковая загадка» Вызываются 2 – 3 детей, они стучат по указанию м. р. – или на «мишкиной» низкой ступени, или на «птичкиной» высокой.
- Ребята, так может мы теперь знаем, чем отличаются голоса мамы-кошки и котенка? Кошка мяучет так: мяу, мяу! (низким голосом, рука внизу) Это голос какой? Низкий! А котеночек так мяучет: мяу, мяу! (высоким голосом, рука вверху) Какой голос у него? Правильно, высокий!
Молодцы! А теперь все превратимся в котят и станцуем веселую польку с хлопками!
Исполняется «Полька Штрауса»
Ребята, а кто из вас скажет мне, что обозначали стрелочки на крышке коробки? (ответы детей) Правильно, теперь мы все узнали, что голоса, звуки бывают высокими и низкими!