Любовь Смирнова
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Звук и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Звук [щ’] и буква Щ».
Цель занятия : Закрепление правильного произношения звука «Щ» в слогах, словах, в словосочетаниях и в предложениях.
Задачи занятия :
1. Совершенствовать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове.
Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа.
Публикация «Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Звук и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Познакомить детей со зрительным образом буквы Щ.
2. Развивать фонематические представления, совершенствовать фонематический анализ.
Развивать навык чтения.
Совершенствовать пальчиковую моторику, координацию речи с движением.
Развивать логическое мышление.
3. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
Компьютер (иллюстрации к сказке “По щучьему велению”, запись музыкального фрагмента); цветовой символ звука (Щ); предметные картинки, в названии которых есть звук (Щ); 3 плоскостных макета вёдер со схемами, обозначающими место звука в слове; карточка с буквой Щ; индивидуальные наборы букв и цветовых символов, обозначающих звуки (круги красного, синего и зеленого цвета); плоскостные изображения воздушных шаров со словами: щука, щенок, пища, щиты.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Развитие слухового внимания, логического мышления. Закрепление умения узнавать русские народные сказки и главных действующих героев.
- Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(Емеля)
- Правильно, это Емеля. А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (Логопед демонстрирует иллюстрации к сказке на мониторе компьютера.) (Сказка называется “По щучьему велению”). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Вот сегодня мы с вами попадем в гости к Емеле и щуке! А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в сказке очутись! (Звучит запись музыкального фрагмента «Волшебное превращение»). А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает.
2. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений.
-Давайте все вместе произнесем слово ЩУКА.
- Какой первый звук услышала в этом слове Настя?
- А какой последний звук в этом слове слышит Полина?
- Какой второй звук в слове ЩУКА расскажет нам Диана.
- А какой звук стоит между звуками (У) и (А) – расскажет нам Коля.
- Молодцы, все звуки определили правильно. А кто догадается, о каком из этих звуков мы еще ничего не знаем? (Мы ничего не знаем о звуке (Щ)
- Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили. Давайте попробуем рассказать всё о звуке (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается. Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ.)
- Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ.)
- Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Маша, какой костюмчик носит звуковой человечек Щ? (Зелёный.) Посмотрите на звукового человечка и расскажите всё, что узнали о звуке «Щ». (Дети дают полную характеристику звуку «Щ»).
- Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную!
-А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки. Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!
Игра: “Внимательные ушки”
слова: клещи, щетка, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик.
- Молодцы! Справились с заданием!
-А теперь для вас следующая игра “Посмотри и назови”.У меня есть карточки с картинками, но получит карточку лишь тот, кто правильно повторит слоги. По щучьему велению, по моему хотению будь внимателен и не зевай! Слоги правильно мне называй!
Игра: “Посмотри и назови”
ща – ще – ща, що – щу – щу, щу – щи – щи, ащ–ща – ща,
ащ – щу – ащ, ищ– щу – щу, щу – ща – щи, ще – щу – щи
-Молодцы, ни разу не ошиблись. Положите картинки перед собой, назовите их. А теперь выбираем самого сообразительного! Подумайте и скажите, какая картинка лишняя? ( У каждого ребенка по 3 картинки: 2 картинки со словами на звук (Щ, в названии 3 звука (Щ) нет).
3. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные родительного падежа множественного числа. Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными. Закрепление зрительного образа цифр от 1 до 5.
-Молодцы! Сегодня вы все сообразительные! Назовите оставшиеся картинки и поиграем с вами в игру “Один - много”.
Игра: “Один - много”
(У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей и т. д.)
-Молодцы, правильно назвали все слова. А теперь проверим, есть ли среди нас зеваки! По щучьему велению, по моему хотению торопись, не зевай, столько предметов мне называй! (Логопед показывает детям карточку с цифрой, не называя ее. Дети называют такое количество предметов, которое соответствует демонстрируемой цифре.)
Игра: “Зеваки”
4. Совершенствование навыка определения позиции звука в слове.
-Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них какие – то интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове.)
-Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко.
Игра: “Разложи картинки”
-Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке!
5. Совершенствование пальчиковой моторики, координации речи с движением. Развитие творческого воображения, темпа и ритма речи.
Пальчиковая гимнастика “Щука”
Щука хищная, зубастая, (Изобразить зубастую пасть щуки)
Для лещей, плотвы опасная, (“Щука” щелкает “зубами” – пальцами)
Ищет, чем бы поживиться. (Ладони сложить лодочкой, совершать движения, напоминающие рыб в воде)
Кто – то там в воде резвиться,
Чей – то рядом хвост мелькает…. (Помахать кистями рук)
Хвать! Тут щука не зевает! (Пасть щуки захлопывается)
Но, попалась на крючок - (Указательными пальцами сделать крючок)
Тащит щуку рыбачок! (Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды рыбу.)
6. Знакомство детей со зрительным образом буквы Щ, развитие зрительного восприятия, внимания, воображения.
-Ребята, вы справились со всеми заданиями, пора нам познакомиться с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну, что же!
-Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв разрезной азбуки). Молодцы! А теперь будьте внимательны! Емеля приготовил для вас хитрое задание! Посмотрите, сколько он принес для вас шариков! Шарики одинаковые или разные? (Разные.) А чем шары отличаются друг от друга? (Они отличаются по цвету, форме и размеру.) Правильно. Слушайте внимательно задание. Вы должны найти шары одинаковые по форме, размеру и одинаковые по цвету и прочитать слова, которые у вас получатся.
Игра: “Собери шары”
7. Совершенствование фонематического анализа, развитие навыка чтения.
-Прочитайте слова, которые у вас получились (щуки, щенок, пища, щиты). Молодцы, слова прочитали правильно, а теперь попробуйте зашифровать свои слова с помощью разноцветных фишек.
Игра: “Шифровальщики”
8. Итог занятия.
-Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями. По щучьему велению, по моему хотению вокруг себя повернись и в детском саду очутись!
Давайте с вами вспомним, что мы сегодня делали. (Ответы детей)
А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему?
Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет?
Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости?