Жанна Васильева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «На муравьиной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе детского сада на природе.
Тема: «На муравьиной полянке».
Цели и задачи образовательной деятельности:
- развивать у детей представления о муравьях, их характерных признаках как насекомых, об их жизни и роли в природе;
- развивать умение отражать в речи способы обследования и сравнения, результаты наблюдений;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе „На муравьиной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- активизировать и обогащать словарь: муравьи, царица, муравейник, муравьиная колония;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
- развивать образные представления о муравьях на основе литературных текстов.
Предшествующая работа:
1. На прогулке наблюдение за насекомыми. Обратили внимание на разные виды муравьёв.
2. Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Приключения муравьишки».
3. Лото «Насекомые».
4. Просмотр видеосюжета из мультфильма «Приключения Флика».
5. Разгадывание загадок о муравьях.
Оборудование и материалы:
Макет муравейника в уголке экологического воспитания на участке детского сада, угощение для муравьёв – сахар, вода, коробочки – лупы с рыжими муравьями на каждого ребёнка, карточка «Муравей», кадр из видеофильма «Приключения Флика» 1998г., схема и карточки для создания алгоритма «Что сначала, что потом» (жизненный цикл муравьёв, два стаканчика с эмоциями (весёлый и грустный, цветочки с фотографиями детей, экологический знак «Не разрушайте муравейник», дидактическая картина «Муравейник».
Содержание и структура образовательной деятельности.
1. Здравствуйте ребята! Кто-то прислал нам посылку! Давайте посмотрим, что внутри. Письмо! Я прочитаю, а вы послушайте:
«Дорогие ребята! Пишут вам защитники природы. Предлагаем вам отгадать загадку, и вы узнаете, что в этой посылке:
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей.)»
- Правильно ребята! Это муравьи! О ком же мы будем сегодня говорить? О муравьях.
Выставить на стол коробочки с муравьями.
- Тогда, приглашаю вас на муравьиную полянку.
2. Речевая игра «Да - нетка»
Воспитатель: «Дети, вы знаете, кто такие муравьи, какие они? Давайте поиграем в такую игру: Я назову то, что относится к муравьям, вы отвечайте «да», если же то, что не относится, вы скажите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
— Муравей - это насекомое.
-Да!
— Муравей огромного размера.
- Нет!
— Муравей крошечный.
-Да!
— Муравей ходит на двух ногах.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!».
Молодцы ребята!
3. Показ кадра из мультфильма «Приключения Флика»
- Вы узнаёте кто это?
- Понравился вам мультфильм?
- Чем он вам понравился?
- Авторы мультфильма допустили ошибку. Давайте найдём её. Внимательно рассмотрите сказочных муравьишек, сколько у них ног?
- Сколько ног у настоящих муравьёв?
4. Наблюдение за рыжим муравьём через лупу – коробочку.
- Какого цвета муравьи в ваших коробочках? Рыжие.
- Чем муравьи ощупывают? (усиками).
- Какое тельце у муравьёв, на что оно похоже? (пирамидку).
- Рассмотрим муравья: голова, грудь, брюшко (показ на дидактической картинке «Муравей»).
- Сколько ног у настоящих муравьёв? Посчитайте. Да, шесть.
5. Создание алгоритма «Что сначала, что потом».
- Откуда берутся муравьи? Как они появляются на свет? Как развиваются? Давайте заглянем в посылку, нет ли там подсказки? Есть! (карточки с изображением царицы, яиц, личинок, куколок, взрослых муравьёв).
- Вспомните, мы говорили о том, что муравей начинает развиваться в яйце. А дальше? (Приклеиваем на лист карточки так, чтобы получилась схема жизненного цикла муравья).
- У нас получилось схема, по которой мы легко можем рассказать о развитии муравья.
Физкультминутка «Муравей».
Муравей не отдыхает,
За день много успевает!
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, улыбнуться,
Пробежать и повернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день – назад – вперёд
И совсем не устаёт.
6. Отгадайте загадку:
«На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион».
(муравейник)
- Как же называется дом муравьёв?
7. Рассматривание макета муравейника и дидактической картины «Муравейник».
- Посмотрите, как выглядит настоящий муравейник и на картинке.
- Муравьи никогда не живут по одному. Они живут большими семьями, которая называется – муравьиная колония. Они все вместе строят себе дом.
- Посмотрите, из чего они строят себе дом? (из стебельков, соринок, веточек, хвоинок).
- Муравьи всеядны – они поедают личинок вредных насекомых - жуков, бабочек и помогают сохранять леса. Их называют санитарами леса. Поэтому нужно беречь муравьев и их жилища - муравейники. Восстановить разрушенный муравейник не просто, это отнимает у муравьиной колонии много сил и они могут не справиться с этим, и семья в итоге погибнет.
8. Посмотрите, что ещё нам прислали охранники природы. Как вы думаете, что может означать этот экологический знак? Верно, «не разрушайте муравейник». Давайте, мы поставим его рядом с нашим муравейником, чтобы все знали, что муравейник нельзя разрушать.
9. Беседа о жизни муравьёв в муравейнике.
Дети читают стихотворение:
«Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Мелкие песчинки,
Разные крупинки.
Работяги-муравьи
Целый день снуют
От восхода до зари,
И не устают!» Л. Алейникова
- В какую погоду лучше всего наблюдать за муравьями?
- Почему нельзя наблюдать за муравьями в дождь? (прячутся в домик).
- В солнечную погоду вокруг муравейника можно наблюдать много муравьёв. Все муравьи заняты каждый своим делом.
Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром. Что наблюдаете?
Теперь давайте отпустим наших муравьёв из коробочек, пусть идут в свой домик – муравейник (соблюдаем осторожность).
10. Подведение итогов занятия.
- О чём мы с вами говорили сегодня?
– Что вы узнали нового о муравьях?
- Ребята, перед вами цветочки с вашими фотографиями, возьмите свой цветочек и поставьте его в стаканчик с весёлым смайликом, если вам интересно было на занятии и понравилось узнавать о муравьях новое, если было не интересно – поставьте в стаканчик с грустным смайликом.
- Благодарим всех за внимание!
Последующая работа:
1. Наблюдение на прогулке за поведением муравьёв в муравейнике.
2. Чтение и заучивание стихотворения: Али Бабоджан «Муравьишки-торопыжки»
3. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».