Марина Штырова
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Комнатные растения»
▼ Скачать +Заказ
Тема занятия по экологическому воспитанию : «Комнатные растения».
Основная общеобразовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой).
Возрастная группа : средняя
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: создать условия для развития познавательно - исследовательской активности и любознательности детей; овладение элементарными способами практической и умственной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
«Познавательного развития» :
• обобщать знания детей о комнатных растениях, о среде их обитания;
• закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых;
• закрепление умения ухаживать за комнатными растениями : поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения;
• способствовать применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода, свет, тепло и т. д);
• учить сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках.
«Речевого развития» :
• активизировать и актуализировать словарь детей;
• способствовать развитию диалогической речи;
• развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
«Социально–коммуникативного развития» :
• воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями;
• развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в парах, в подгруппах и в коллективе;
• формировать самостоятельность при решении поставленной задачи; умение высказывать предположения и делать выводы;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• формировать у детей основы экологической культуры.
«Физического развития» :
• развивать мелкую моторику;
• формировать осознанную потребность в двигательной активности.
«Художественно-эстетического развития» :
• поддерживать интерес к красоте природы.
Форма организации: подгруппа – 8 человек.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Словарная работа: комнатное растение, садовые цветы, фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, лейка, рыхлитель. удобрение.
Предварительная работа: беседы о комнатных растениях; уход за комнатными растениями : поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; рассматривание картинок с видами комнатных растений, чтение художественной литературы, наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
Оборудование и материалы: комнатные растения : фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, лейка, губки для протирания, палочки для рыхления, распылитель, бутылочки с удобрением, емкость с водой, карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов, картинка цветочного горшка и клумбы, 2 мольберта, магниты, карточки с изображением частей растений (стебель, корни, листья, цветы).
Ход занятия:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу
Дети образуют круг.
Дети здороваются.
Воспитатель : Проходите, ребята. Давайте встанем в круг.
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
В группу к детям приходит Карлсон и приносит горшок с увядшим цветком.
Воспитатель : Здравствуй, Карлсон. Ты что-то принес ребятам?
Карлсон: Мне бабушка подарила на день рождения вот этот горшок с цветком. Сначала цветочек был красивым, а потом с ним случилась беда – он стало вот таким. Что произошло, я не знаю! Может, у него настроение испортилось. или он заболел? Вы не могли бы мне помочь?
Воспитатель : Карлсон, я знаю, что у тебя в горшке. Я тебе загадаю загадку про это. Попробуй отгадать.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Цветы)
Воспитатель : Ребята, а вот Карлсон не знает, что такое комнатные растения и как за ними ухаживать. Давайте ему поможем и научим его всему, что знаем о комнатных растениях. Согласны?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель : Дети, посмотрите, как много в нашем «Уголке природы» комнатных растений.
Почему эти растения называют комнатными?
Воспитатель : А как вы думаете, для чего нужны эти растения?
Воспитатель : Правильно, чтобы было красиво –комнатными растениями
человек украшает свой дом.
Еще для чего нужны комнатные растения?
Воспитатель : Правильно. Комнатные растения не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Воспитатель : Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название.
Какие названия комнатных растений вы знаете?
Воспитатель : Ребята, наши комнатные растения живут одной большой дружной семьей и дружат между собой. И они тоже хотят с вами познакомиться (Показывает те комнатные растения, которые дети не назвали, и называет их: фиалка, хлорофитум, фикус и др.).
Воспитатель : Предлагаю вам отгадать мою загадку:
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение)
Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?
Как дышит растение?
Как пьет и ест? Так же, как и мы?
Корни растения находятся в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам».
А где же хранится пища для растения?
Дети: Растение.
Дети: Растет, поворачивается к свету
Дети: Через листья, корни
Дети: Корнями.
Дети: В земле, почве.
Воспитатель : Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Воспитатель : У всех живых существ есть части тела. У человека – это голова, руки, ноги. У насекомых – брюшко, щупальца, хвост и т. д. Разные комнатные растения живут в нашей группе, хоть они и отличаются друг от друга, но у всех есть корень, стебель, листья, в период цветения - цветы.
Дети: Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях.
Дети: Чтобы было красиво.
Дети: Растения очищают воздух
Дидактическая игра «Покажи и назови части растения»
Воспитатель показывает части растения : корень, стебель, листья, цветок.
Затем каждый ребенок самостоятельно называет и показывает части растения.
Воспитатель : Ребята, какие вы знаете растения, кроме комнатных?
Дети называют растения и по возможности показывают их.
Вы умеете их различать?
Дети смотрят на растения и повторяют названия тех цветов, какие еще не знают. Стараются их запомнить.
Дидактическая игра «Растения комнатные и садовые»
На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой. Можете приступать.
Воспитатель : А теперь нам надо немного размяться. Встанем все в круг.
Физминутка
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
Воспитатель : Т. к. растения – живые существа, как и мы с вами, то им для роста необходимы определенные условия.
Игра «Что растениям нужно для роста?»
Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений. Дети выбирают необходимые карточки-схемы (свет, тепло, вода, воздух).
Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Давайте с вами поухаживаем за нашими цветами. Для этого разобьёмся на пары по цвету фартуков.
Что нужно нам для работы?
Карлсон: Мне кажется, земля такая твердая, как на ней может что-то расти?
Воспитатель : Какая бывает земля?
Воспитатель вместе с детьми поливают цветы и протирают листочки.
Воспитатель : Сейчас я вам предлагаю поиграть в
Игру «Что бы было, если бы…»
-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?
- Что бы было, если бы растение забыли полить?
- Что бы было, если за растением ухаживать : поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?
Воспитатель : Ребята, мы сегодня много говорили о комнатных растениях. И теперь я хочу проверить, что вы запомнили.
Игра «Чего не хватает»
Каждому ребенку дается картинка с изображением цветка. Но некоторых деталей на ней не хватает. Ребенок должен назвать, какой части цветка не хватает (стебля, корня, листика, цветка, выбрать из предложенных и прикрепить (или приклеить) на свой рисунок
Карлсон: Молодцы, ребята! Я понял, как надо ухаживать за комнатными растениями. Я думаю, что ваши комнатные растения будут продолжать хорошо расти и радовать вас своей красотой.
Карлсон, прощается и уходит.
Воспитатель : Ребята, кому мы сегодня помогали?
Какие растения вы запомнили?
А какое задание для вас было интересным, но трудным? А какое интересным, но лёгким?
Дети выполняют задание.
Дети выбирают себе фартуки и инструменты для работы.
Дети: Лейка, вода для полива, губки и тряпочки. чтобы протереть листочки от пыли.
Дети доказывают с помощью опытов.
Дети ухаживают за растениями. Одна пара поливает. Другая – рыхлит землю, третья – протирает пыль и т. д.
Дети прощаются с Карлосоном.
3 часть Рефлексия
Воспитатель : Теперь, кому было очень интересно и весело. возьмите себе горшочек с живым, веселым цветочком. а кому было скучно и неинтересно –горшочек с грустным цветочком.
Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе, чтобы они не болели. Спасибо, вы все сегодня были большие молодцы!
Дети берут в руки горшочки с цветами.