Олеся Чернышева
Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»В. Сухомлинский
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
А главное, игры с песком являются эффективным вспомогательным средством, позволяющим стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Так как, игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Во время игр с песком наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов.
Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Работая с песком можно поставить такие цели, как:
создание условий для развития творчества и воображения посредством игр песком;
создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
свободное владение кистями обеих рук;
коррекция психоэмоционального состояния воспитанников.
И такие Задачи, как:
развивать художественно-эстетический вкус;
развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, тактильные ощущения посредством определённых игровых упражнений;
упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески.
Таким образом, использование элементов песочной терапии помогает развивать сенсомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности детей, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.
Благодаря песку, дети чувствуют себя маленькими художниками.
На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью.
С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры.
Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко или цветочек.
Кинетический песок по праву может считаться идеальным материалом для развития сенсорной сферы дошкольников. К примеру:
Формирование представлений о форме.
При помощи специальных форм ребенок получает различные песочные фигурки.
Формирование представлений о цвете. Ребенок с удовольствием принимается играет в кинетический песок разного цвета. Об этом позаботились современные производители.
Формирование представлений о величине. Башни можно строить не только из песка! А использование дополнительных материалов (ракушек, камней) дополняет полученные представляет и побуждает к сравнению и анализу.
Подводя итоги, отметим, что кинетический песок-это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны педагогов. Применив фантазию, можно придумать неограниченное количество игр и получить максимальный развивающий эффект.