Анжелика Юрченко
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Как звери к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
• Познакомить с произведениями Е. И. Чарушина «Рассказы о животных» - «Волк», «Лиса», «Заяц», «Кабан»;
• Расширить знания детей о подготовке зверей к зиме, развивать представление о последовательности событий в жизни лесных жителей – от лета к зиме;
• Закрепить знания детей о внешнем виде диких животных, умение создавать образ животного на бумаге;
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их названиях и цвете.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Как звери к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность и речь.
• Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
• Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: Словарная работа – логово, кровожадный,.
Оборудование:
• Иллюстрации к произведению Е. И. Чарушина «Рассказы о животных»;
• Шаблоны к коллективной аппликации «Животные в зимнем лесу»;
• Музыкальная презентация «Зайчик»;
• Дидактическая игра «Спрячь зайку» - цветные игровые карточки с изображением животных - домики; геометрические фигуры из цветного картона – дверцы;
• Шаблон белого зайца + 2 листа бумаги (белого и зелёного цвета).
Ход образовательной деятельности:
Коммуникативная деятельность (создание проблемной ситуации)
- Ребята, я вас хочу пригласить в наш лес-погулять, хорошо было бы если нас кто-нибудь проводил. Дети! послушайте, кто-то плачет? (Дети видят зайчика.) Почему ты плачешь?
Зайчик. Я потерялся, не могу найти свою маму.
- Где ты живёшь?
Зайчик: В лесу.
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Ребята, давайте отправимся в лес и найдём дом и маму зайчика. Как вы думаете, где следует искать зайчика? (На пути встречают лису с лисятами.) Может, это твоя мама?
Зайчик. Это не моя мама.
- Дети, кто это? (Лиса, с кем? (с лисятами.) Воспитатель спрашивает у лисы, где она живёт, чем питается. Ребята, лиса живёт в норе, а зайчик под кустом. Как лиса готовится к зиме? Дети лиса красивый зверь, но послушайте рассказ про неё :
Восприятие художественной литературы
- Садитесь поудобнее на пенёчки, я прочитаю вам первый рассказ Е. И. Чарушина, который называется «Лиса».
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся.
Услышит, заметит — кинется.
Готово : попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Игровая деятельность
- Ребята, лиса отпустит нас, если мы вспомним, в каких сказках она живёт.
Раз, два, три,
Быстро в бубен ударяй
Лисью сказку называй (Дети подбегают по одному, ударяют в бубен и называют сказку).
Восприятие художественной литературы.
- Ну что отправимся дальше. А на пути нам встречается. Ой-ой-ой, какое страшное животное. Давайте послушаем рассказ о нём. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Волк».
Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы!
Волк-разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте, волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если волк увидит зайчика? Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.
- А где живет волк?
Ребенок: волк живет в лесу, в норе.
- Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.
Игровая деятельность
- Ребята давайте, срочно спрячем наших зайчат на полянке под сугробами. Детям раздаются карточки с изображением животных - это их домики. Нужно спрятать животного, т. е. закрыть геометрической фигурой (дверцей, чтобы она совпала с нарисованной.
Восприятие художественной литературы
- А теперь последний рассказ Е. И. Чарушина и называется он «Заяц».
Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Тёплого лета ждёт. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер — кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с мёдом откуси.
Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
Двигательная деятельность
Нашёл зайка свою маму. Он так обрадовался, что вы помогли найти ему маму, и приглашает поиграть на музыкальную физминутку.
Познавательно-исследовательская деятельность.
- «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. Ребята у зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом, и иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Я вам сейчас покажу опыт, называется маскировка: как заяц прячется среди снега от лисы.
Опыт. Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пестрой, то на белой части модели).
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть не подвижным (замереть на месте).
Продуктивная деятельность (можно сделать в свободное время).
- Ребята, а сейчас мы все вместе создадим для зайчика зимний лес. И обязательно поселим туда всех зверей, которых встретили на нашем занятии. Изготовление коллажа «Дикие животные в зимнем лесу».
Подведение итогов.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этого произведения?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Про каких животных мы говорили? Где они обитают?
- Почему зайцы и белки меняют шубку на зиму?
- Как лиса добывает себе пропитание зимой?