Людмила Моисеева
Конспект занятия «Путешествие в весенний лес» в разновозрастной старшей подгруппе с ЗПР (5–7 лет)
▼ Скачать
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж) и их детенышей; учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в весенний лес“ в разновозрастной старшей подгруппе с ЗПР (5–7 лет)» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Материалы и оборудование: аудиозапись «Звуки леса», минусовка песни «Вместе весело шагать…», картинки с дикими животными: белка, волк, ёж, лиса, медведь, пенёк, заяц, маски ежей и лис по количеству детей, мяч, картинки или муляжи: морковка, капуста; орехи, грибы, яблоки; малина, мед, картинки частей тела животных: хвоста или уха, лапы, морды, карта-указатель (разрезанная на 8 частей, клей-карандаш, салфетки, письма-подсказки от Сороки-белобоки, игрушка Сорока-белобока.
I часть организационный момент:
Воспитатель: Давайте ребята поздороваемся!
Давайте ребята здороваться! (идем по кругу, держась за руки)
И скажем друг другу: Привет! (здороваемся за руки)
Пусть яркое светит нам солнышко, (идем по кругу, держась за руки)
А мы ему: «Здравствуй!» в ответ (машем солнышку)
Сообщение темы занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в окно залетела сорока. У нее что-то случилось.
Сорока: Здравствуйте, ребята! У нас в лесу наступила весна и скоро все люди будут приходить в лес отдыхать, наслаждаться природой. Я решила помочь всем гостям нашего леса и приготовила карту-указатель самых замечательных мест. Но ветер подул и карту мою разорвал на кусочки, которые разлетелись по всему лесу. Помогите мне её собрать, ведь одной мне не справится.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сороке?
Сорока: Тогда приглашаю вас посетить вместе со мной весенний лес. А чтобы вам легче было искать мою карту, я приготовила письма-подсказки.
Собирайтесь в путь-дорогу!
Воспитатель: «Нас сегодня приглашают на прогулку в лес пойти.
Лучше места нам, ребята, в этом мире не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь».
(Минусовка «Вместе весело шагать…». Дети встают и маршируют)
Воспитатель: Повторяйте вместе со мной:
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей и птичек
Обязательно найдем.
А сороке-белобоке
Карту дружно соберем.
II часть основная: 2. Беседа о весне: А вот и первая подсказка от Сороки-белобоки: (включить музыку «Голоса леса»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как здесь красиво! Ёлочки зеленые стоят, деревца шумят. Птицы поют, радуются весне. Ребята, расскажите, что происходит весной в природе?
Воспитатель: Правильно - «Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной бегут ручьи. Весной птицы звонко песни поют. Весной после спячки просыпаются животные».
Воспитатель: Молодцы! Первая часть карты у нас есть, отдадим ее Сороке-белобоке.
3. Вторая подсказка от Сороки-белобоки: стихотворение
Сейчас мы узнаем, кого нам надо искать, послушайте стихотворение:
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку
Белка шишку уронила
Прямо в мишку угодила.
Догадались, кого нам надо искать? Конечно, белку!
Смотрите, вот она на дереве сидит. Ребята, что происходит зимой с шубкой белочки?
Правильно, белочка зимой меняет свою рыжую шубку на серую для того, чтобы замаскироваться от хищников, которые могут её съесть. Сейчас у белки пока серая шубка. Летом она снова наденет свою рыжую шубку.
А где же карта? Давайте поищем. (дети ищут карту)
Воспитатель: Нашли, идём дальше.
(Минусовка «Вместе весело шагать…». Дети встают и маршируют)
Воспитатель: Повторяйте вместе со мной:
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей и птичек
Обязательно найдем.
А сороке-белобоке
Карту дружно соберем.
4. Третья подсказка от Сороки-белобоки: загадка -
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, летом серый,
А зимой белее снега
Он несется кувырком?
Он, скажите, вам знаком? (Заяц)
Игра «Кто чем питается»
Воспитатель: Смотрите, ребята, кустик, а под ним зайка.
Зайка, у тебя есть карта Сороки-белобоки?
Говорит, что есть, но ему надо помочь разобраться кто чем питается. Он ждет гостей и их надо угостить вкусненько.
На доске картинки: морковка, капуста; орехи, грибы, яблоки; малина, мед;
Дети ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: Заяц любит морковку и капусту. Белка любит грибы и орехи. Медведь любит малину и мед. Ёжик любит яблоки и грибы.
Какие вы молодцы! Помогли зайке разобраться. Лису и волка приглашать не надо в гости – они хищники и могут вас съесть. А вот и ваша карта.
Воспитатель: А теперь идём дальше.
(Минусовка «Вместе весело шагать…». Дети встают и маршируют)
Воспитатель: Повторяйте вместе со мной:
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей и птичек
Обязательно найдем.
А сороке-белобоке
Карту дружно соберем.
5. Четвертая подсказка от Сороки-белобоки: картинка медведь в берлоге, еж.
Ребята, мы с вами говорили, что весной животные просыпаются после спячки. А вы знаете, какие животные просыпаются весной после спячки? Медведь.
(показ карт инки медведя)
Сейчас мы с вами превратимся в медведей и будем ходить вперевалочку вокруг себя и проговаривать стихотворение про медведя:
«Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!
Мишка испугался и ногою – топ»! (автор Андрей Усачёв)
А вот и еще одна часть карты.
Воспитатель: Кто еще просыпается после спячки весной? Правильно, просыпается ёжик.
6. Пятая подсказка от Сороки-белобоки: сорока-белобока приготовила нам шапочки ежиков и лисичек.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в театр.
Сценка «Ёж и лиса»
(Дети выбирают себе роли, надевают шапочки, выполняют движения)
Бежит ёжик вдоль дорожек,
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица: - Дай переведу!
Отвечает серый ёжик: - У меня две пары ножек –
Сам я перейду. (автор Самуил Маршак)
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательная сценка получилась. Возьмите карту, несите Сороке.
7. Шестая подсказка от Сороки-белобоки: мяч.
Воспитатель: Сорока-белобока предлагает нам отдохнуть и поиграть с мячом в игру «Назови детёнышей животных».
Игра с мячом «Назови детёныша животного»
Воспитатель: Я буду по очереди вам кидать мяч и называть животного, а вы будете возвращать мне мяч обратно, называя одного и много детёнышей этого животного. Например, у белки – бельчонок – бельчата – много бельчат
У зайца – зайчонок – зайчата – много зайчат
У ежа – ежонок – ежата – много ежат
У медведя – медвежонок – медвежата – много медвежат
У лисы – лисенок – лисята – много лисят
У волка – волчонок – волчата – много волчат
У белки – бельчонок – бельчата много бельчат.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и еще одна часть карты!
Поиграли, отдохнули, а теперь идём дальше.
(Минусовка «Вместе весело шагать…». Дети встают и маршируют)
Воспитатель: Повторяйте вместе со мной:
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей и птичек
Обязательно найдем.
А сороке-белобоке
Карту дружно соберем.
8. Седьмая подсказка от Сороки-белобоки: на картинке ёлочка.
- А кто же это сидит возле ёлки?
Что-то наш волк очень грустный сидит, плохо ему в лесу одному. Может, попробуем его развеселить?
Волк, что случилось?
Волк: помогите мне найти свой дом, что-то я совсем устал и не могу найти дорогу к нему.
Дидактическая игра «Назови жилище»
(дети подходят к доске с изображением:
норы, логова, берлоги, дупла, куста)
Воспитатель: Возьмите картинки животных и расселите их в свои дома (дети размещают животных по своим домам и говорят:
- Белка живет в дупле.
- Заяц живет под кустом.
- Медведь живет в берлоге.
- Лиса живет в норе.
- Волк живет в логове.
Волк: Спасибо, точно, это мой дом! Возьмите карту для Сороки-белобоки.
9. Восьмая подсказка от Сороки-белобоки: на картинке лес.
Игра «Прятки»
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, здесь спрятались разные дикие животные. Их надо найти.
На картинках изображены части тела животных (хвоста, лап, носа, уха и т. д.)
Давайте попробуем отгадать, кто спрятался в лесу. Вы должны определить кто спрятался и сказать, полным предложением, например,
Здесь спрятался волк, потому что на картинке волчья морда и волчьи уши.
Здесь спрятался заяц, потому что на картинке заячий хвост и заячьи уши.
Здесь спряталась лиса, потому что на картинке лисья морда и лисий хвост.
Здесь спрятался медведь, потому что на картинке медвежьи уши. И т. д.
(дети выполняют задание, воспитатель помогает затрудняющимся)
10. Воспитатель: Продуктивная деятельность: Игра «Собери целое»
Ну вот, собрали мы все кусочки карты, теперь ее надо собрать, склеить и отдать Сороке-белобоке.
(дети собирают карту, склеивают ее и отдают Сороке-белобоке)
Сорока-белобока: Спасибо, ребята, теперь в нашем лесу никто не заблудится.
III часть рефлексия: Вот и закончилось наше путешествие в весеннем лесу. Скажите мне, кого мы видели в лесу? В какое время года мы с вами путешествовали? Что мы узнали нового? Что было самое интересное? А самое трудное? О чем вы расскажите своим мамам и папам?