Юлия Свешникова
Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.
Публикация «Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В течение нескольких дней моя группа играла в сюжетно- ролевую игру «Пароход». Сначала они его дружно строили, четко распределив между собой свои обязанности, и советовались по всем вопросам со мной. Когда пароход был готов, мои ребята распределили роли капитана, штурмана, радиста, матросов. Но при определении содержания игры возникли разногласия. Капитан предлагал плыть за белыми медведями, штурман хотел плавать по нашей реке Дон, а радист хотел отправится на Черное море, мнение же матросов тоже разделились. Каждый предлагал свое, не желая выслушивать мнения других детей, и игра прекратилась.
На другой день я подозвала к себе всю команду и попросила придумать название пароходу. Я обратилась к капитану, чтоб он подумал над названием пассажирского парохода. Я принесла красивые фотографии пассажирских пароходов, вместе с детьми их рассмотрели, рассказала где плавают пассажирские пароходы. Дети вспомнили, какие красивые корабли они видели на Черном море, когда ездили с родителями летом отдыхать. После этого дети предложили мне стать руководителем порта. И игра начала снова возрождаться. Дети стали намечать маршрут путешествия, выяснять какие игрушки еще надо сделать (рупор, штурвал, бинокль, компас, радио и др.). Так мы назвали свой пароход «Адмирал Нахимов». Он поплыл по обоюдному согласию членов команды по просторам Черного моря. А в конце дня Я- руководитель порта (воспитатель) собрала свою команду парохода «Адмирал Нахимов» и попросила рассказать, как они плавали, кого встретили в море, а Сережа (радист) рассказал с какими кораблями он переговаривался, Милана (кок) рассказала, какими вкусными блюдами она кормила команду, Женя (капитан) поделился в каких портах они останавливались. А на завтра мы решили куда наш пароход отправится завтра.
На следующий день дети решили, что на их корабль приедут артисты, которые покажут концерт. Присоединились девочки, которые занялись подготовкой к концерту. Все втянулись в активную игру. Но замкнутая и угрюмая Лена сидела в сторонке и наблюдала за игрой детей. Снова мне пришлось вмешаться в ход игры детей. По рассказам бабушки и мамы, Лена очень любит книги, знает много сказок, стихотворений, хорошо их рассказывает. Я предложила детям назначить Лену режиссером концертной программы и девочка согласилась с удовольствием, а ребята одобрили мою идею. И творческая группа принялась за дело. Концерт был великолепен! Очень понравился команде парохода «Адмирала Нахимова»….
А еще команда матросов никак не принимала Тему в игру «Пароход», они говорили: «Ты дерешься! Не хотим с тобой играть!» И я снова вмешалась в игру: «А пусть Тема будет спасателем! Будет следить за поведением пассажиров». И все дети приняли Тему в команду, а он с удовольствием выполнял свою роль. Вот в такую игру мы играли в течение недели.
В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно это ярко проявляется в игре. Эта игра возникла у моих детей после изучения темы недели «По морям и океанам». Они сами захотели поиграть в игру «Пароход». В ней участвовали все дети нашей группы. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации. Творческий характер воображения ребенка способствуют развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов. Поэтому мне пришлось с помощью различных методических приемов стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры. Так с помощью беседы пришлось приучать детей к целенаправленности в выборе темы игры. Необходимость сговариваться, спокойно выслушивать каждого и выбирать самое интересное для реализации замысла воспитывает у детей уважение к товарищам, а также уважение отстаивать свое мнение. Устанавливая связь между подгруппами детей, я стремилась расширить сферу игрового общения, что дает возможность распространять нормы дружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствовало воспитанию у ребят представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно развивая сюжет игры. В ходе данной игры дети учились поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учились с правами других согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.