Зоя Евгеньевна Стрыгина
Конспект деловой игры «Образовательные технологии в области дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект деловой игры на тему:
Воспитатель: Стрыгина З. Е.
Образовательные технологии в области дошкольного образования
Цель: Систематизировать знания и навыки использования различных педагогических технологий в образовательном процессе в ДОУ
Задачи:
1. Определить основные понятия «технология», «педагогическая технология», «развитие», «обучение» и др. ;
2. Выделить из множества педагогических технологий актуальные, современные технологии;
3. Дать краткое описание, характеристику каждой из определенных технологий, выделить плюсы и минусы, определить степень реальности использования в условиях конкретного ДОО.
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна
оставаться на месте, в то время как другая делает
следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса,
одинаково применимый как к целым народам,
так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
1. Ход деловой игры:
Разминка
Для развития детей, педагоги ДОО должны создавать необходимые условия. Поэтому в настоящее время основной задачей педагогов дошкольных учреждений является выбор и совершенствование методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса, то есть внедрение современных образовательных технологий, некоторые из них зашифрованы в предложенном вашему вниманию кроссворде.
Кроссворд на тему «Образовательные технологии»
По горизонтали слово под номером №1 является ключевым словом в нашем кроссворде.
1. Совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитания, развития детей. (Технология)
2. Организация педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагогов, воспитанников, родителей, включает в себя поэтапную, исследовательскую, познавательную, практическую деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир. (Проект)
3. Основной вид деятельности дошкольника и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, умений. (Игра)
4. Великий итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи восхищался и увлекался этим искусством складывания из бумаги квадратной формы (Оригами).
5. Технология, зародившаяся в практике американской школы в начале ХХ века. Является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. (Дидактический СИНКВЕЙН)
6. Комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и качества обучения. (ИКТ- информационно – коммуникационные технологии).
7. Технология, основателем которой является Генрих Альтшуллер. Главная идея его теории состоит в том, что технические системы возникают и развиваются по определенным законам, развивают у детей фантазию, учат мыслить системно и решать изобретательнее задачи. (ТРИЗ теория решения изобретательных задач).
8. Ведущий метод экологического воспитания и образования детей, познания окружающего мира (Наблюдение).
9. Технология саморазвития ребенка, которая почти сто лет приковывает к себе внимание педагогов более чем восьмидесяти страна мира, а в конце 90-х ХХ века признана и в России. Основа этой технологии – индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Монтессори).
2. Мозговой штурм «Ярмарка терминов». Определение необходимых научных (педагогических, психологических) понятий, необходимых для работы на методическом объединении.
Для начала нам необходимо разобраться в основных понятиях сегодняшнего м/о, проведем мы это в форме «Ярмарки терминов». Я дам вам карточки, на которых написан термины и их определения, ваша задача правильно подобрать определения к терминам. Итак, ярмарка начинается (раздаю карточки)
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
Развитие определяется как целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Молодцы все правильно сложили. А теперь переходим к следующему заданию для этого нам нужно разделиться на 2 команды.
1 задание: Перечислить основные виды инновационных технологий.
Жюри оценивает какая команда назовет больше видов технологий
Ответ
К основным видам инновационных технологий, которые применяются в детских дошкольных учреждениях, относятся:
- Здоровье сберегающие технологии.
- Проектная деятельность.
- Развивающие технологии.
- Коррекционные технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технологии исследовательской деятельности.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Игровые технологии
- Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач).
- Технология портфолио дошкольника и воспитателя.
Задание 2: Какая технология направлена на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Особенно актуальна в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания?
Ответ: Здоровье сберегающие технологии.
Забота о здоровье детей - это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Блиц-опрос (за каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки)
- Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
- Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
- Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ? (валеология)
- Факторы, влияющие на здоровье? (генетические, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, здоровый образ жизни)
Игра «Минутка здоровья»
Командам по жребию предлагают показать физкультминутку, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику назвать возраст и цель игры.
Задание 3: Какая технология реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель этой технологии — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. (проектная технология)
Игра «Назови одним словом» за каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке
1. Итог любого детского проекта. (продукт)
2. Целью нормативного проекта является его закрепление, создается его знак и их общая книга. (правило)
3. Наши верные помощники в реализации детской проектной деятельности. (родители)
4. Одна из форм коммуникативного общения, при которой собеседники приходят к какому-либо умозаключению, компромиссу, результату. Постоянно используется при реализации проекта любого вида. (обсуждение)
5. Этап любого проекта, следующий за выбором темы. (реализация)
6. Завершающий этап исследовательского и творческого проекта. (презентация)
7. Побуждение к деятельности. Необходима в детской проектной деятельности дошкольников. (мотивация)
Игра «Расшифруй название»
Цель: подбирать слова, которые используются в проектной деятельности.
Описание игры: команды получают карточки с названиями команд «СТАНДАРТ», «ЕДИНСТВО», им предлагается на каждую букву в названии придумать слово, которое используется в проектной деятельности.
Первая команда:
С - самостоятельность
Т- творчество
А – актуальность
Н - новизна
Д - деятельность
А- активность
Р - реализация
Т - тип проекта
Вторая команда
Е - единомышленники
Д - достижения,
И - инициатива
Н - научность
С - саморазвитие
Т - технология
В - вопросы
О – оформление
Задание 4: Как расшифровывается аббревиатура ТРИЗ?
1. Технология решения исследовательских задач
2. Теория решения изобретательских задач
3. Трансфер решений инновационного запада
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими педагогами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
И в нашем завершении прошу вас составить синквейн со словом Технология
Первый пример:
Технология.
Информационная, инновационная.
Создается, применяется, описывается.
Способ производства чего-либо.
Наука.
Второй пример:
Технология.
Интеллектуальная, продвинутая.
Создана, запатентована, внедрена.
Описание способов технического производства.
Техника.
Задание 5:
И в завершении нашей деловой игры мы рассмотрим еще один новый метод как «волшебный экран», или «системный оператор».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Что он из себя представляет:
Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).
Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.
Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).
В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:
В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?
В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?
В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.
В окошке № 6 – где он жил в прошлом.
В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.
В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.
Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.
Рефлексия
Игра «ХИМС»
• Хорошо, что…
• Интересно…
• Мешало…
• С собой возьму …
Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.