Оксана Пинововна Донгак
Мастер-класс для педагогов «Музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Музыкальная лаборатория»
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образовательного учреждения. Форма проведения: мастер-класс.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов-участников мастер-класса, по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.
Задачи: Развивать творчество педагогов, желание совершенствовать свое мастерство.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей дошкольного возраста
Предварительная работа: -изучение научно-методической литературы по данной тематике; -создание презентации.
Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками мастер-класса умений и навыков в рамках транслируемого опыта, активизация творческой деятельности участников, повышение уровня их профессиональной компетентности в сфере экспериментальной деятельности
Ресурсное обеспечение: - мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, электронная презентация; -демонстрационный материал: - раздаточный материал:
Программа мастер-класса:
1. Теоретическая.
2. Практическая.
3. Рефлексия
Ход мастер-класса
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать на своем мастер классе, который пройдет под девизом «Ни минуты без творчества». Мы станем сегодня с вами исследователями музыки. И начнем творить прямо с приветствия.
Возьмите пожалуйста музыкальный инструмент, и с его помощью озвучьте слово привет, в рифму моему стихотворению
Приветствие – Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… Привет! Играют на инструменте
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой… Привет! Играют на инструменте
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям… Привет! Играют на инструменте
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…Привет! Играют на инструменте.
Музыкальный руководитель: Вот такой небольшой творческий момент. Сколько в нем положительных эмоций. Это потому, что для нас это естественно-творить. Человек тем и отличается от других живых существ, что он может создавать что то новое. И я как музыкальный руководитель на своих занятиях стремлюсь раскрыть творческий потенциал детей. На своем примере показываю, что каждый их них может стать автором, создателем чего-то нового, ощутить радость открытия, а путь к открытию это –исследовательская деятельность (экспериментирование).
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности, затрагивает все образовательные области. В образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, самостоятельности, умение анализировать, делать выводы, концентрирует внимание, активизирует память. Таким образом, какую бы деятельность растущий человек в будущем для себя не выбрал, даже экспериментирование со звуком, принесет ему хорошие результаты. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер
Практическая часть:
Музыкальный руководитель: Итак, дорогие коллеги, приглашаю вас посетить лабораторию! Но она необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь стоят столы для работы, кувшины, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки, можно только слышать, что же это? (ответ)Звуки.
Музыкальный руководитель: Правильно, звуки!.
Эксперименты со звуком, очень увлекательные не только для детей, но и я взрослых. Попрошу ответить вас на несколько вопросов. Какие бывают звуки? (ответ) Как вы думаете, чем они отличаются? (музыкальные звуки –голос, музыкальные инструменты; шумовые-звуки которые окружают нас. Музыкальный руководитель: звуки бывают музыкальные и шумовые Музыкальный руководитель: Музыка природы очень разнообразна и извлекать можно из разных предметов.
И так, приглашаю желающих. На столе стоят пустые бокалы, рядом стоит кувшин с водой.
Музыкальный руководитель: Здесь у нас поющие бокалы. Что то только не слышно как они поют. Как вы думаете, как заставить петь бокалы? (ответ педагогов)
1. Опыт «Поющие бокалы» Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Педагоги пробуют извлечь звук.
Музыкальный руководитель; Поделитесь наблюдением? (ответ педагога). Вода в стакане вибрирует). Какой может сделать вывод? (вода проводит звук. Форма бокалов разная. Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Музыкальный руководитель: Спасибо большое.
А мы переходим к следующему опыту.
2. Опыт. «Поиск разных способов извлечения звука».
На столе стоят стеклянные стаканы, они выстроены в необходимой последовательности. Теперь – самое интересное. Начинаем на них играть: но каким образом?
В ходе эксперимента мы нашли несколько способов извлечения звука из бокалов.
Извлечение звука с помощью разной стучащей палочки. В ходе эксперимента выяснили, что звонкость звука зависит от материала палочки. Нами были взяты палочки из дерева, металла, пластмассы. В ходе опыта выяснили, что более звонкий звук получается у металлической палочки.
Чтобы было удобно играть и бокалы не двигались, не скользили на поверхности, а вода не расплескивалась, нами было придумано поставить бокалы на деревянную платформу, в которой выпилены отверстия. Неожиданно получился музыкальный инструмент. Назвали мы этот инструмент стеклофон, по принципу названия таких инструментов, как металлофон – у него металлические пластинки, по которым ударяют, ксилофон – у него деревянные пластинки по которым ударяют, у нас стеклянные бокалы по которым ударяют.
Музыкальный руководитель: Спасибо большое.
А мы переходим к следующему опыту.
3. Опыт. «Водяные свистульки».
Музыкальный руководитель приносит свистульку-птичку, говорит педагогам, что по дороге в музыкальную лабораторию встретила птичку, которая просила ей помочь. У птички пересохло в горлышке и она хочет пить. У нее изменился голос, теперь птичка может только свистеть. Предлагает педагогам послушать, как свистят птички. Педагоги свистят в свистульки. Затем предлагает педагогам напоить всех птичек водой и послушать ее голос. Обращает внимание на то, как вода влияет на звук.
В заключении педагоги играют на всех инструментах которые использовали во время мастер-класса вместе с музыкальным руководителем.
Рефлексия В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред. Оставьте нотку (символ из картона) возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком. Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт. В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.
Информационные ресурсы: 1. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник». Материалы образовательной программы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. –М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-208 с. 2. Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту: педагогам о социально-игровом стиле работы».-Красноярск, 1999. 3. Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера». Москва 2002.
рефлексия.