Елена Рахимкулова
Лексическая тема «Игрушки» для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Лексический материал: существительные: обобщающее понятие “игрушки”, названия игрушек – кукла, мяч, поезд, мишка, пирамида, машина, юла; глаголы: бегать, прыгать, играть, гулять, катать, крутить, бросать, кидать, укладывать, строить, собирать, налаживать; прилагательные: названия основных цветов, большой, маленький, новый, старый, красивый, любимый, мягкий; наречия: хорошо, плохо.
Ежедневный комплекс упражнений
1. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение “Улыбка” - “Трубочка”
Упражнение “Заборчик”
Упражнение “Лопаточка”
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение “Игрушки”
Есть игрушки у меня - на каждое название игрушки, загибают правой рукой по одному пальчику левой руки.
Паровоз и два коня,
Кукла, мячик, самолёт -
Все отправятся в полёт. Сжимают – разжимают кулачок левой руки в такт стихотворению.
Аналогично проводится упражнение с правой рукой.
3. Дыхательная гимнастика.
Цель: дифференцировать ротовой и носовой вдох – выдох.
Дети стоят в кругу. По инструкции логопеда дети делают глубокий вдох ртом и плавный полный выдох носом. При выполнении упражнения логопед следит, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щёки не надувались, а при выдохе плечи не опускались, спина не сутулилась.
Комплекс упражнений для закрепления тем логопедических занятий
Понедельник.
1. Дидактическая игра “Найди игрушку”
Цель: развивать зрительное внимание, наблюдательность; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
Логопед располагает игрушки в различных местах группового помещения. Дети ищут игрушки, передвигаясь по группе.
- Найдите, где мяч. (дети находят игрушку)
- Это что? (Это мяч.)
Аналогично провести игру с остальными игрушками.
2. Дидактическое упражнение “Один - много” (с опорой на предметные картинки).
Цель: развивать умение понимать, образовывать и употреблять в речи форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Логопед демонстрирует детям предметные картинки с изображением одной и нескольких игрушек.
Логопед: - Покажи, где кукла / машины.
- Это что?
Ребёнок: - Это кукла / Это машины.
Аналогично провести работу с остальными картинками.
Необходимо, чтобы каждый ребёнок образовал как форму единственного числа имени существительного, так и множественного.
Вторник.
1. Дидактическое упражнение “Один - одна” (с опорой на предметные картинки)
Цель: развивать умение согласовывать числительные “один”, “одна” с существительными.
Логопед демонстрирует детям куклу и предметные картинки с изображением одной игрушки на каждой.
Логопед: - Это кукла Маша. У неё есть игрушки. (Дети называют картинки с изображением игрушек: “Это кукла / машина и т. п. ”)
Логопед: - Сколько кукол у Маши?
Ребёнок: - Одна кукла.
Логопед: - Сколько мишек у Маши?
Ребёнок: - Один мишка.
Аналогично провести работу по остальным картинкам, чтобы ответил каждый ребёнок.
2. Развитие координации речи с движением.
Подвижная игра “Раз, два, прыгай мячик!”
Раз, два – прыгай мячик, правой рукой имитируют удары по мячу об пол
Раз, два – и мы поскачем. ставят руки на пояс
Девочки и мальчики прыгают в такт стихотворению
Прыгают, как мячики.
3. Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний” (с опорой на предметные картинки)
Цель: развивать умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.
Логопед демонстрирует серии из четырёх предметных картинок и объясняет, что одна картинка не похожа на остальные три, не подходит к ним – лишняя. Дети называют каждую картинку и выбирают лишнюю, объясняя свой выбор.
Логопед: - Какая картинка лишняя? Почему?
Ребёнок: - Конфета. Потому что не игрушка.
Варианты картинок:
мишка, поезд, машина, конфета;
пирамидка, лошадка, юла, огурец;
кукла, мяч, яблоко, кубики;
мяч, мальчик, ведёрко, скакалка;
юла, песочница, самолётик, кораблик.
Среда.
1. Дидактическое упражнение “Большой - маленький” (игра с мячом)
Цель: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дети с логопедом стоят в кругу.
Логопед бросает мяч каждому ребёнку по очереди, начиная фразу об игрушке, ребёнок договаривает фразу воспитателя, называя игрушку ласково, и возвращает мяч.
Логопед: - Большой мяч, а маленький…
Ребёнок: - …мячик.
Таким образом провести упражнение с каждым ребёнком.
2. Развивающее упражнение “Прятки”
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Логопед демонстрирует серию из пяти предметных картинок с изображением игрушек. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети, открыв по инструкции логопеда глаза, называют, какая картинка спряталась. Если дети легко справляются с заданием можно усложнить его, убирая одновременно по две картинки. после нескольких раз упражнение можно повторить ещё раз, поменяв картинки на другие.
Четверг.
1. Дидактическая игра “Игрушки заболели”
Цель: закреплять артикуляцию звука [а], развивать длительный фонационное дыхание (длительный плавный выдох при произнесении звука [а]).
Каждый ребёнок выбирает себе игрушку, из предложенных воспитателем. Логопед объясняет, что у игрушек болит горло и им надо показать горлышко доктору, широко открыв рот и произнося звук [а]. Воспитатель играет роль доктора Айболита. “Игрушки” по очереди приходят к доктору и показывают горло, произнося длительный звук [а].
2. Упражнение “Весёлые игрушки”
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.
Логопед рассказывает стихотворение о весёлых игрушках и предлагает детям повторить за игрушками:
- Кукла с мишкой
Громко топают: I, III, II, IIII, I, III, II.
И в ладоши громко хлопают: II, I, III, II, I, IIII, II.
Логопед воспроизводит ритм. Дети повторяют услышанный ритм.
Упражнение проводится несколько раз так, чтобы каждый ребёнок индивидуально смог повторить ритм.
Пятница.
1. Чтение и беседа по содержанию стихотворения “Мишка косолапый”.
Цель: развивать понимание содержания стихотворений, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Логопед читает детям стихотворение и задаёт вопросы по его содержанию.
2. Заучивание и инсценирование стихотворения.
Цель: развивать интонационную выразительность речи, навык связной речи, творческое воображение.
Дети проговаривают стихотворение совместно с логопедом, обсуждают, с какой интонацией надо его рассказывать и почему – весело, грустно, сердито, грубым голосом или тоненьким голоском.
Дети повторяют стихотворение самостоятельно хором и индивидуально, имитируя соответствующие движения.
Мишка косолапый идут широко расставив ноги, переваливаясь с ноги на ногу
По лесу идёт,
Шишки собирает наклоняются, имитируя сбор шишек
И в карман кладёт. “кладут” шишки в карман
Вдруг упала шишка хватаются за голову, показывают удивление
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился ставят руки на пояс, изображают сердитое выражение лица
И ногою – топ! сердито топают ногой.