Ирина Кунавина
Конспект занятия по технологии «Добрый мир» Л. Л. Шевченко «Что такое хорошо и что такое плохо» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия к презентации по духовно - нравственному воспитанию. Книга №2 "Добрый мир" Л. Л. Шевченко Хорошо - плохо
Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо». Старшая группа г. Долгопрудный
Публикация «Конспект занятия по технологии „Добрый мир“ Л, Л, Шевченко „Что такое хорошо и что такое плохо“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
Цель: формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни: послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо».
Задачи: формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Воспитывать положительные качества: доброту, терпение, вежливость. Развивать словарный запас.
Побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; умение отвечать на вопросы: «почему?». Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.
Виды деятельности: беседа, чтение, игра, пение, изобразительная деятельность.
Средства: Книга – хрестоматия №2 «Добрый мир». Наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации к игре "Выбираем хорошие поступки”. Музыкальные композиции.
Предварительная работа: беседы о добродетели, заучивание пословиц о доброте, чтение художественного слова – рассказов, стихотворений о христианской этике, прослушивание музыкальных произведений.
Задания для закрепления материала: Сделать для своих родителей любое доброе дело.
Ход занятия:
I часть:
А) проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его «Что хорошо и что плохо». Предлагаю вам поразмышлять над вопросом «Что хорошо и что плохо?». Попробуем разобраться, какие поступки нам встречаются в жизни, и предлагаю вам послушать стихотворение: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Крошка сын к отцу пришел,
И сказала кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?.»
Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?
Ответы детей: Что такое хорошо? И что такое плохо?
Б) проблемный вопрос
Воспитатель: Так что же такое хорошо?
Ответы детей: мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь.
Воспитатель: А что плохо :
Ответы детей: гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.
Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?
Ответы детей: Отец.
Воспитатель: Откуда взрослые узнали ответы? Этому научил людей Бог. Хр. 2 стр. 4
Бог любит всех людей и хочет, чтобы они были добрыми, для этого Бог дал каждому человеку правила для добра : быть послушным, трудиться и любить друг друга. Внутри каждого человека Бог поместил доброго помощника – совесть, которая приносит весточку: хорошо он поступает или плохо. Если человек выполняет правила добра – он поступает хорошо, а если нарушает – плохо. Плохие поступки называются грехом. Например: ты обижаешь свою сестрёнку, не слушаешься старших, говоришь плохие слова.
В) выдвижение детьми предложений
II часть: Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети»? Хр. 2 стр. 12
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие должны быть дети?
Ответы детей: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми
Воспитатель: А какими не должны быть дети?
Ответы детей: Злыми, непослушными, гордыми, ленивыми, лживыми, жадными, упрямыми
III часть: Главные правила жизни добрых детей. Хр. 2 стр. 9
В) Подведение итогов, вывод
Воспитатель: Есть главные правила жизни добрых детей.
«Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»
– А как? Поступай так: Хр. 2 стр. 9
- не обижай, никого ни словами, ни делами.
- не мешай другим,
- желай здоровья всем людям,
- не ссорься ни с кем,
- никого не осуждай,
- приноси добро людям.
IV часть: Песня «Если добрый ты». Хр. 2 стр. 11
Воспитатель: ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал,
Если ясный день – это хорошо.
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно
Воспитатель: о чем поется в этой песне?
Ответы детей: о доброте.
VI часть: Пословицы и поговорки Хр. 2 стр. 10, Хр. 2 стр. 17, Хр. 2 стр. 19.
Воспитатель: о доброте не только песни поют, но и слагают пословицы. Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков.
Вот послушайте:
- «За добрые дела всегда похвала» Хр. 2 стр. 10
- «Жизнь дана на добрые дела». Хр. 2 стр. 17
- «Добро не умрёт, а зло пропадёт» Хр. 2 стр. 19
Давайте разберё м последнюю пословицу:
Что такое добро? Зло?
Дети: Добро - правила жизни, которые определил Бог. Если мы правила нарушаем это зло.
Воспитатель: Помощь друг другу это добро или зло?
Дети: Добро.
Воспитатель: Послушание родителям и старшим – добро или зло?
Дети: Добро
Воспитатель: Какие дела дольше помнятся добрые или злые?
Дети: Добрые.
Значит «Добро не умрёт, а зло пропадёт»
V часть: Угадай-ка
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру "Выбираем хорошие поступки”.
Как только вы услышите хороший поступок, вы хлопаете в ладоши.
1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Почему вы хлопнули в ладоши?
Предполагаемый ответы детей: Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!
Воспитатель: 2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Почему плохо?
Предполагаемый ответы детей: Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
Воспитатель: 3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Почему? Ответы детей: Ведь братишка еще очень мал, и сам читать не умеет.
Воспитатель: 4. Мальчик моет посуду. Да, очень хороший поступок! Почему?
Ответы детей: Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!
Воспитатель: 5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец!
Ответы детей: Она, наверное, помогает дедушке или бабушке.
VI часть: Обсуждаем - размышляем Хр. 2 стр. 12
Воспитатель: А сейчас, ребята, приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо - синий. Ответы свои обоснуйте.
Вспомните сказку «Петух и Кот» (синий). Почему петушок попал в лапы к лисе?
Дети: Не послушалась.
- «Шла, шла Маша по лесу - деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (Синий).
Почему Маша заблудилась?
Дети: Не послушалась взрослых.
- «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе жить» (желтый). О чём эта сказка?
Дети: О дружбе.
- «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой» (желтый)
Дети: О доброте.
VII часть: Рисуем «Дерево добра» Хр2 стр. 12.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево «Дерево добра».
Спелые яблоки – это добрые качества вашей души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие ваши качества.
– Молодцы! Замечательные получились деревья.
IIX часть:
Итог занятия : на этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него? Ответы детей.
Список использованной литературы:
Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Православная культура для малышей. Методическое пособие 2011г.
Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. «Хорошо – плохо» 2011г.