Получи документы

Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию «Широкая масленица»

Надежда Титова
Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Широкая Масленица».

Цель:формирование целостного представления детей о традиции встречи русского народного праздника - Масленице.

Задачи:

Образовательные:

• знакомить детей с историей, традициями, русского народа;

•знакомить с русским народным праздником Масленицей, ее значением, символами, традициями;

•знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы.

Развивающие :

развивать познавательную сферу детей;

Публикация «Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию „Широкая масленица“» размещена в разделах

развивать зрительное и слуховое восприятие;

развивать все виды памяти;

развивать образное мышление;

развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства).

Воспитательные:

• воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю;

• воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

Расширять и активизировать словарный запас:

золовка, зать, теща, съездки.

Создание среды для организации и проведения ОД: презентация «Широкая Масленица»;русская народная музыка и песни; заклички; задания на развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания; дети, одетые в русские национальные костюмы, атрибутика русской избы (печка, ухват, самовар, деревянные ложки).

Виды детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательная;

- музыкальная;

- двигательная;

- восприятие русского фольклора.

План ОД

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Загадывание загадки

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ, обследование, выводы. 5 мин.

2. Основная часть:

Просмотр презентации: «Широкая масленица»

Беседа о семи днях празднования Масленицы, объяснение их названий и значение.

Первый день – «Встреча»

Закличка «Солнышко-колоколнышко».

Второй день – «Заигрыщ».

Решение задач: про бабушку, медвежат, про блины, про ребят.

Третий день – «Лакомка»

Упражнение «Убери лишний продукт для приготовления блинов»

Загадка про чай

Упражнение «Убери лишний продукт для приготовления чая»

Четвёртый день – «Разгуляй»

Ансамбль ложкарей

Беседа о том, почему четверг ещё называют «широким»

Считалка «Диги-дон»

Русские народные игры:

- хороводная игра «Дядюшка Трифон»;

- бег в мешках.

Пятый день – «Тёщины вечерки»

Частушки

Шестой день – «Золовкины посиделки»

Седьмой день – «Прощённое воскресенье»

Беседа: «Слова прощения»

Заклички:

- весна приди;

- весна, весна красная.

- гори, гори ясно. 25 мин.

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД. 5 мин.

Длительность ОД 35 мин.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Загадывание загадки

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ, обследование, выводы. - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! В избу заходите, садитесь рядком, да поговорим ладком.

- Сегодня мы поговорим о русских народных праздниках.

- В стародавние времена, да и в наше время - русские люди – всегда почитали праздники, Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

- А вы, ребята, любите праздники?

- А какие вы знаете русские народные праздники? (Новый год, Рождество, Пасха)

- Хозяйка:А вы знаете, что сейчас у нас идёт праздничная неделя? Кто знает какая (Маслена неделя)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.)

- В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.

Отгадайте загадку:Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце, Не пирог, а есть можно. (Блин)

- Правильно, ребята! — Блин — это символ Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком. На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. Давайте и мы с вами поприветствуем наш праздник. Пословица:Масленица идет, блин да мед несет.

Дети:К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

2. Основная часть:

Просмотр презентации: «Широкая масленица»

Беседа о семи днях празднования Масленицы, объяснение их названий и значение.

Первый день – «Встреча»

Закличка «Солнышко-колоколнышко».

Второй день – «Заигрыщ».

Решение задач: про бабушку, медвежат, про блины, про ребят.

Третий день – «Лакомка»

Упражнение «Убери лишний продукт для приготовления блинов»

Загадка про чай

Упражнение «Убери лишний продукт для приготовления чая»

Четвёртый день – «Разгуляй»

Ансамбль ложкарей

Беседа о том, почему четверг ещё называют «широким»

Считалка: «Диги-дон»

Русские народные игры:

- хороводная игра «Дядюшка Трифон»;

- бег в мешках.

Пятый день – «Тёщины вечерки»

Частушки

Шестой день – «Золовкины посиделки»

Седьмой день – «Прощённое воскресенье»

Беседа: «Слова прощения»

Заклички:

- весна приди;

- весна, весна красная.

Проводы масленицы :

- стихотворение: «Гори, гори ясно. - Каждый день Масленицы носит своё название. Первый день - Понедельник –называли встречей-день для встречи,В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Хозяйки начинали печь блины, которые считались символом красного солнца. Женщины выходили к воде и просили солнышко (слайды) :

Закличка: Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

- Второй день - Вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют. Петуxи покидают наcеcт - хлопцы выбиpаютбудущиxневеcт!

- С утра парни приглашали девушек кататься с гор и выбирали будущих невест.

Вот и нам пришла пора поиграть, детвора!

Ну а как будем играть? Просто будем мы решать задачки:

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Много блинов она напекла, а посчитать их не смогла.

Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя два и два для соседа.

У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал, и домой убежал

Детки пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

- Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите?

Упражнение «Убери лишний продукт для приготовления блинов

Повар решил приготовить нам блины, какие предметы на картинке ему необходимы (слайды?

Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .

Ребята, но наш повар такой рассеянный, забыл, какие продукты необходимы для приготовления блинов. Давайте ему подскажем.

Ребята, наш повар решил нас угостить одним вкусным напитком, а каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.

Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный …

- Конечно, это чай. Но повар опять забыл, из чего готовится чай, давайте ему поможем, узнаем, какой продукт лишний (слайды).

- Ай-да, молодцы, помогли повару. А следующий день – четверг.

В четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй. Ложки вот не забывай.

Ансамбль ложкарей

- В четверг начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день ещё называли «широким». Строили временные балаганы с цирком, тут же раскидывали торговые палатки с пряниками, блинами, посудой. Рядом водили учёного медведя и козу. Народ предавался всевозможным потехам: скатывались с ледяных гор на санках, устраивались кулачные бои,парни строили ледяные крепости, запрягали лошадейи катались по улицам. Катания на тройках назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчёсывали им гривы; наряжали сани. В четверг люди играли и веселились. Так давайте и мы с вами поиграем.

Считалка: Трынцы, брынцы, бубунцы,

Раззвонились удальцы,

Диги-диги, дон,

Выходи скорее вон.

Игра "Дядюшка Трифон"(Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова) :

А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

Игра: «Бег в мешках.

- Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу. А сейчас наши молодые женихи, будущие зятья исполнят для вас частушки:

Дети поют частушки:

1. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя—

Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. Напеки, теща, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя–

Можно съесть и лишнего.

Проигрыш. Танцуют.

5. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

6. ВСЕ:Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего. УХ!

Садятся на стулья

- Молодцы. И День шестой у нас есть- суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки принимали у себя родных.

- А седьмой день – Воскресенье,

Все друг у друга просят прощенья,

Ведь на Масленицу нужно,

Укреплять любовью дружбу.

- А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?

(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)

- Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся. Молодцы.

- Чтоб весна скорее пришла да зиму со двора прогнала, давайте весну позовем, давайте ей слово доброе скажем:

Заклички:

Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью

С великой милостью:

С льном высоким

С корнем глубоким,

С дождями, с ливнями.

С хлебами обильными!

Весна, весна, весна красная,

Приди, весна, приди, ясная!

Красно солнышко, в дорогу выезжай,

Зимний холод, зимний холод прогоняй!

- Вот и праздник пора заканчивать, Масленицу провожать :

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД. Итог ОД

- Ребята, как называются дни Масленицы? (ответы детей)

- Какой день празднования Масленицы вам больше всего понравился? (ответы детей)

- спасибо Вам, Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Семья» Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие".Интеграция образовательных областей:"Познание","Чтение художественной литературы".

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в сюжетно-отобразительной игре «День рождения у куклы Маши»Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в сюжетно-отобразительной игре «День рождения у куклы Маши» Цель: формирование умений детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Что такое доброта?»Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Что такое доброта?» Цель: формировать представления о нравственных качествах: доброте, вежливости, отзывчивости. Задачи: Образовательные - закрепить знания.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево» Конспект НОД социально коммуникативное развитие патриотическое воспитание для детей старшей группы Тема: Мой любимый и родной город Ртищево.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Труд взрослых: прачка и почтальон»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Труд взрослых: прачка и почтальон» Задачи: 1) формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки и почтальона, о характере стирального трудового процесса.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья» Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.

Конспект занятия педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Я и мои чувства»Конспект занятия педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Я и мои чувства» Занятие педагога-психолога с детьми старшей группы по социально - коммуникативному развитию «Я и МОИ ЧУВСТВА» Цель: развитие социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию «Широкая масленица»
Опубликовано: 30 апреля 2023 в 23:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию «Широкая масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Титова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД