Ирина Сиволовская
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство со звуком [э] и буквой Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство со звуком [э]. Буквой Э».
Цель: Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные: Познакомить со звуком "Э" и буквой "Э".
Учить составлять предложения из трех слов.
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Знакомство со звуком [э] и буквой Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие : Развивать познавательную активность детей, внимание, мышление и мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре, оценивать себя.
Планируемый результат: дети имеют представление о звуке и букве "Э",научаться проводить звуковой анализ слов; активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками.
Оборудование:
1. Модели звука на каждого ребенка.
2. Доска, проектор, ноутбук.
3. Полоски бумаги с нарисованными окошками. (Модель слова)
4. Схемы предложений.
5. Мозаика.
Ход занятия:
Воспитатель: (организационный момент)
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. "
Введение в тему
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько к нам пришло много гостей, но это еще не все гости. Сегодня к нам придет еще один гость, а вот кто это, нам нужно догадаться. Я сейчас вам буду показывать картинки, вы попробуйте догадаться, кто же к нам придет.
(Показ слайдов с картинками из сказок "Дюймовочка", "Маленькие человечки")
Кто изображен на этих слайдах? (обращаю на сходство героев)
Дети: эльфы.
Воспитатель: а кто такие эльфы?
Дети: сказочные существа.
Воспитатель: правильно. Вы наверное уже догадались, кто придет к нам в гости, это Эльф. А зовут его Эмм.
(показ слайда с эльфом)
Он хочет с вами поиграть и придумал для вас интересные задания. Хотите с ним поиграть? (Да)
Хорошо! Но прежде чем начнем играть, поиграем в повторялки:
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ
ЭП-ОП -АП УП-ЭП-ОП ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП ЭП-АП-ЭП ОП-УП-ЭП
Основная часть.
Воспитатель: А сейчас первое задание от нашего гостя.
Он хочет, что бы вы составили предложение из трех слов со словом "ЭМ".
Достаньте схемы предложения, и придумайте предложение из трех слов.
Вопросы к детям: сколько слов в предложение? Как называется первое слово? Второе? Третье? Что стоит в конце предложения (точка).
Молодцы! С первым заданием справились. Какое задание вы выполняли? (составляли схему предложения)
Давайте отметим на доске первое выполненное задание.
Воспитатель: Следующее задание от Эльфа, игра. А вот какая, нужно догадаться.
(выкладываю на доске модель твердого согласного звука.)
Что обозначает эта модель? (твердый согласный звук)
Давайте вспомним какие буквы пишутся после твердого согласного звука.
(один ребенок выходит к доске и выкладывает гласные буквы- а, о, у, ы).
Что обозначает эта модель? (мягкий согласный звук)
Давайте вспомним какие буквы пишутся после мягкого согласного звука (следующий ребенок выходит к доске и выкладывает гласные буквы
- я, ё, и, ю)
Воспитатель: как же называется эта игра? ("Кто внимательный?")
А теперь давайте поиграем (дети по очереди меняют местами буквы, а затем расставляют из правильно).
Воспитатель: Молодцы! С каким заданием справились? (играли в игру "Кто внимательный?")
(отмечаем на доске второе выполненное задание)
Воспитатель: а теперь третье задание.
Загадка: Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)
Что такое эхо?
Эхо можно сравнить с отражением в зеркале. только в зеркале отображается изображение и мы его видим. А эхо, это отражение звука, мы его слышим (показ слайда)
Воспитатель: Какой первый звук в слове "Эхо"?Давайте скажем звук "Э" (артикуляционная гимнастика). Скажите, звук "Э" можно спеть? Давайте споем. А если мы можем этот звук петь, то это какой звук? (гласный). Какой моделью его обозначим (круг).
А сейчас поиграем в игру :"Хлопай, не зевай". Я буду говорить слова и звуки, а вы хлопайте в ладоши если услышите звук "Э".
"э" : э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Молодцы! Ребята! Звук "Э" на письме обозначается буквой "Э" и пишется в начале слова или после твердых согласных звуков.
(показываю букву и выкладываю её на доске после модели твердого согласного звука).
А теперь достаньте схемы, поиграем в игру "Где спрятался звук "Э"
( слова : дуэт, дуэль, поэт, этаж, эскимо, этажерка, Бэлла).
Молодцы! С каким заданием справились? (познакомились с новой буквой)
(отмечаем на доске выполненное задание)
Воспитатель: какое же следующее задание от эльфа? Ребята! Вам нужно сделать звуковой анализ слова "Эхо".(Дети разбирабт слово, кто сделает первый выходит к доске)
Вопросы: Сколько звуков в слове "Эхо"?
Сколько твердых согласных звуков?
Сколько мягких согласных звуков?
Какой ударный звук в этом слове?
Назовите первый звук, второй, третий.
Молодцы! С каким заданием справились? (звуковой анализ слов)
(отмечаю на доске выполненное задание)
Воспитатель: следующее задание от Эмма, игра : "Живое слово".
Подойди ко мне первый звук ("Э")
Подойди ко мне второй звук ("Х")
Подойди третий звук ("О")
Сейчас я буду стучать в бубен а вы летайте как бабочки и эльфы. Как только бубен перестанет звучать нужно построиться каждому звуку на свое место. чтобы получилось слово "ЭХО"
Молодцы! с каким заданием справились?
(Отмечаю на доске выполненное задание)
Воспитатель: следующее задание. Нужно написать букву "Э" из мозаики.
Ребята! Буква "Э"состоит из полукруга и горизонтальной палочки в середине (показываю на доске как написать букву, затем дети выкладывают букву из мозаики)
А теперь вам нужно выложить одну букву, действовать будете по очереди, следите за тем, чтобы буква у вас получилась красивая (работа в паре)
Молодцы! Вот мы и выполнили все задания эльфа. Он говорит вам спасибо! Теперь ему пора в свою сказочную страну.
Итог.
Воспитатель:
Давайте посмотрим на доску и вспомним, какие задания мы сегодня выполняли?
1. Составляли схему предложения из трех слов.
2. Игра "Кто внимательный?"
3. Познакомились со звуком и буквой "Э".
4. Звуковой анализ слов.
5. Выкладывали букву из мозаики.
Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
Что вызвало трудности?
Рефлексия.
- Ребята, у вас на столе лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустный.